?

Log in

Троицкая церковь в Щурово (город Коломна) (история)

Действующая церковь в Щурово (район Коломны) построена между 1880-1890 гг. Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Архитектурные стили:Эклектика, Псевдовизантийский стиль. Архитектор:М.К. Геппенер



Можно рассказать недлинную историю этой церкви сразу, но мне хочется заглянуть в более древние времена. История погоста Щурова и сельца Щурова, что расположилось на правом берегу Оки напротив Коломны, очень богата событиями, немаловажными для истории России. Также это место знаменательно тем, что здесь с давних времён проходила граница двух княжеств - Московского и Рязанского, а позже и двух губерний. . В платежных книгах 1595-1597 гг. упоминается «погост Щуров». Рядом с погостом возникло сельцо Щурово. По окладным книгам за 1676 г. при Троицкой церкви с. Щурова значатся «церковные земли худыя, песчаныя земли 50 четвертей на поле, а в дву потомуж» (основной системой землепользования на Руси в то время было трехполье (яровые, озимые, пар), поэтому в записи в окладной книге и говорится о трех полях по 50 четвертей).



Щурово на Оке с XVI в. было во владении рязанских дворян Кикиных. В писцовых книгах 1594-1597 гг. Третьяка Вельяминова с товарищами читаем: «За Федором Ивановым сыном Кикина, что было за Васильем, за Шелухиным сыном Шемякина, половина сельца Щурова на реке на Оке на берегу, а другая половина сельца за Иваном за Петровым сыном Биркина, а в нем на Федорову половину двор помещиков, да двор людской, да крестьянских дворов 11, да бобыльских 8 дворов, да двор (пуст)». Владевший половиной сельца Щурова Федор Иванович Кикин в 1565 г. был послом в Крыму. Его сыновья: Иван Большой, Петр и Иван Меньшой верно служили царю Василию Шуйскому. Иван Большой был убит при защите Москвы. Петр Федорович Кикин, владевший после отца частью Щурова, был захвачен татарами в плен, по возвращении с богомолья в Зарайск. Долгое время был в плену, «на каторге», т.е. гребцом на турецких галерах, и, наконец, выкуплен в г. Азове.



В 1616 г. половина сельца Щурова «в вотчине по государеве грамоте за Яковом Федоровым сыном Кикина». После Петра Федоровича его часть Щурова перешла к сыну Василию Кикину. Василий Петрович (ум. около 1676) - стольник, полковой воевода и посол. В XVII в. он играл видную роль в переговорах с Малороссией. Впервые В.П. Кикин упоминается в документах под 1640 г., по поводу назначения стольником, и затем под 1654 г., когда он был послан в Малороссию для принятия городов Киевского наместничества «под государеву высокую руку».



Всю зиму и весну 1654 г. Василий Петрович объезжал города и местечки Украины, приводил к присяге, описывал укрепления, вооружения и военные запасы. В августе 1654 г. Кикин царским указом отправлен вместе с казаками Нежинского полковника Василия Золотаренко в войска воеводы Василия Васильевича Шереметева. Вместе с казаками Кикин сражался в Белоруссии и Литве. В 1656 г. послан к гетману Богдану Хмельницкому спросить его мнения, где должна пройти граница между Малороссией и Польшей. Мнение гетмана спрашивалось в связи с намечавшимися мирными переговорами с Польшей. Кикин должен был передать послание гетмана царю. Василий Петрович имел и секретное задание «проведывать всякими мерами, что у гетмана ныне с турским салтаном, с польским и свейским королями, с волскими и мутьянскими воеводами и с венгерским Ракоци, и крымским ханом делается. Были ли от них послы к гетману, и если были, то о каких делах посланы были, и кто именно?.. ходили ли от гетмана к ним послы... И, проведывая о всем, записывать у себя тайно».



В 1657 г. царь Алексей Михайлович, не зная еще о выборе Выговского, по смерти Богдана Хмельницкого, послал В.П. Кикина в Малороссию с объявлением, что «его царское величество, известившись о неприязненных намерениях крымского хана, посылает на помощь казакам войско под начальством Ромадановского и Шереметева». По приезде в Малороссию Кикин хлопотал о примирении Выговского с полтавским полковником Пушкарем и успел было в этом, но полтавские казаки запретили Пушкарю мириться; тогда последний, несмотря на увещания Кикина, напал на гетманский обоз, и в происшедшей тут схватке московский посол едва спасся бегством.



В начале 1658 г. Кикин был отозван в Москву, вероятно, и для оправдания от обвинений «в корысти», которые возводил на него гетман Брюховецкий. Но, несомненно, они мало имели значения: в том же году В.П. Кикин был отправлен снова в Малороссию для разбора дела о злоупотреблениях московских воевод. Он ездил в Малороссию уже с целым штатом гонцов, подьячим, «знающим тайное письмо», то есть шифры. Последний раз его имя упоминается в документах в 1668 г., в Смоленске он принимал хлебные и военные запасы для отсылки в Киев. Перед смертью Василий Петрович постригся в монахи. Женат был на Марии Михайловне Голохвастовой, имел сыновей Петра, Ивана, Варфоломея и Александра. Последний и владел Щуровом уже во времена Петра Великого. Корнелий де Бруин, сопровождавший Петра I в поездке в Воронеж, описал загородный господский дом Александра Васильевича Кикина в с. Щурово, где его превосходно угостили: «Самый дом был прекрасное деревянное двухъярусное здание, в котором и внутренние покои были отлично устроены и убраны, из него открывался прекрасный вид на окрестность».



Александр Васильевич Кикин в начале царствования Петра I был одним из самых близких ему людей. В 1693 г. - бомбардир в потешном полку, в Азовском походе-денщик царя, в 1697 г. в Голландии изучал корабельное дело на ост-индской верфи. По возвращении из-за границы, в звании мачт-макера он, в 1703-1704 гг. работал на Воронежской и Олонецкой верфях. В 1706 г. командовал отрядом в боевых действиях. В 1707 г. ему поручено управление Адмиралтейством; кроме специальных адмиралтейских дел, он наблюдал за постройкой дворца, за посадкой дубовой рощи, сделал рисунки морских сигналов и исполнял разнообразные личные поручения Петра I. В 1708 г. он имел дипломатическое поручение к гетману Мазепе в Батурин. С 1710 по 1714 г. А.В. Кикин занимался делами кораблестроения, проводил ревизии верфей, снаряжал флот для кампании, в 1712 г. Александр Васильевич произведен в адмиралтейские советники.



Царь Петр часто писал Кикину собственноручно, называя его «grosvater», «дедушкой». Знатные лица заискивали перед ним. В 1715 г. Кикин арестован за взяточничество, заплатил большой денежный зачет, отправлен в ссылку в Москву, но вскоре прощен. С давнего времени он враждовал с Александром Меншиковым, открытое столкновение между ними произошло в 1716 г. Кикин подал государю донос на Меншикова, очень того беспокоивший. В мае 1717 г. он спорил с Меншиковым о проулке, разделявшем их владения, дело решал сам царь.



Кикин сблизился с царевичем Алексеем Петровичем, еще в 1713 г. переписывался с ним, в 1714 г. советовал ему бежать от отца во Францию, потом уговаривал постричься, выждать смерти отца, говорил, что «клобук не прибит к голове гвоздем». В 1716 г., сопровождая царевну Марью Алексеевну в Карлсбад, побывал в Вене, чтобы узнать, примут ли царевича в Австрии. В Либаве встретил его и убедил скрыться за границу. В феврале 1718 г. Кикин был арестован, при аресте с ним сделался удар. Он был обличен признаниями царевича, чьи показания подтвердил под пыткой, был колесован 17 марта 1718 г. и на следующий день обезглавлен, несмотря на заступничество царицы. Имение Кикина - 5 домов в Петербурге, 3 в Москве, до 3500 десятин земли - было конфисковано. Дочь Александра Васильевича Кикина вышла замуж за князя Александра Петровича Долгорукова. Петр I говорил о бегстве сына за границу: «Когда б не монахиня (постриженная насильно царица Евдокия), и не монах (казненный архиепископ ростовский Досифей), и не Кикин? Алексей не дерзнул бы на такое неслыханное зло».



Щурово тоже было конфисковано и пожаловано одному из главных участников в деле о возвращении царевича Алексея Петровича в Россию, Александру Ивановичу Румянцеву (1677-1749), с 1744 г. графу. Он был из «потешных» царя Петра, участвовал во многих сражениях Северной войны: в 1700 г. был под Нарвой, участвовал во взятии Нарвы, Митавы, Выборга, в сражении при Лесной в 1708 г. и под Полтавой. Вместе с Преображенским полком, в котором служил, был в неудачном для русских Прутском походе. В конце 1716 г., по получении известия о бегстве царевича Алексея Петровича в Австрию, Александр Румянцев с тремя офицерами был направлен в Вену к российскому послу с тайным повелением схватить царевича. Удостоверившись, что царевич в Австрии, Румянцев получил от Петра указание - следить за ним. В июле 1717 г. Румянцеву и Петру Андреевичу Толстому царь приказал во что бы то ни стало вернуть царевича в Россию. За успешное выполнение задания Румянцев пожалован гвардии майором, генерал-адъютантом и получил конфискованные у сторонников царевича деревни.



В 1722 г. сопровождал царя в Персидском походе, в 1724 г. произведен в генерал-майоры, в том же году отправлен послом в Константинополь, затем командовал русскими войсками в Прикаспийских землях, завоеванных у Персии, с 1727 г. генерал-поручик. Императрицей Анной за отказ от предложенной должности президента Камер-коллегии лишен чинов и сослан в деревни. В 1735 г. восстановлен в чинах и назначен астраханским губернатором. В 1736 г. - в армии против турок, с 1737 г. - генерал-аншеф, генерал-губернатор Малороссии. В 1740 г., после заключения мира с Турцией, - посол в Константинополе. Императрица Елизавета в 1741 г. наградила его высшим орденом Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного. В 1742 г. назначен уполномоченным при ведении мирных переговоров со Швецией и в 1744 г., во время празднования мира, возведен в графское достоинство. В 1720 г. женился на Марии Андреевне Матвеевой (1698-1788), получившей придворное звание статс-дамы, а потом обергофмейстрины. У них были дети Петр (Румянцев-Задунайский, генерал-фельдмаршал, 1725-1796), Екатерина, Дарья, Прасковья (1731-1786, статс-дама).



Первоначально Троицкая церковь в Щурове была деревянной. Она была построена в 1775 году княгиней Натальей Александровной Голициной. Известно имя благотворителя, помещика Андриана Моисеевича Грибовского, бывшего придворного Государыни Екатерины II. Вот как выглядит описание деревянного Храма, почерпнутое из ежегодных рапортов благочинного: «Оная церковь построена в 1774-75 годах тщанием Натальи Александровны Голициной. Здание деревянное с такою же колокольнею. В 1869 году стены обиты новым тесом, в 1881 окрашены масляной краской. Ограда на каменно-кирпичном фундаменте. При храме поместительная сторожка. Престолов в оной церкви два: холодный во имя Святой Живоначальной Троицы и теплый придел во имя св. мучеников Андриана и Натальи, устроенный в 1815 году по усердию полковника Андриана Моисеевича Грибовского. В 1870 г. иконостас в церкви заменен новым. Утвари очень достаточно».


Старая деревянная Троицкая церковь в с. Щурово (фотография впадения реки Москвы в Оку сделал от стен Богоявленского Старо-Голутвинсккого монастыря С.М. Прогудин – Горский в 1912 г)

Деревянная Троицкая Церковь находилась на берегу Оки, в том месте, где река Москва впадает в Оку. Жители Щурово и по сей день называют это место «Поповка». Отсюда открывается живописный вид на водную гладь и Старо-Голутвин монастырь. Старожилы утверждают, что при Церкви была и деревянная Часовня. В конце XIX в. церковной земли во владении причта было 36 десятин. В приходе было 1367 человек обоего пола.


Старая деревянная Троицкая церковь в с. Щурово (фотография строительства моста через Оку 1864г)

В 1815 г. Адриан Моисеевич Грибовский (1767-1834), в то время владевший селом, пристроил к церкви придел Святых мучеников Адриана и Натальи. Адриан Моисеевич праздновал именины в один день со своей женой Натальей Акимовной, урожденной Чистяковой. В Щурове A.M. Грибовский построил каменный дом, разбил сад, здесь он проводил все летние месяцы. Грибовский родился в Полтавской губернии, в 1782-1783 гг. учился в Московском университете. С 1784 г. служил под началом Г.Р. Державина, растратил казенные деньги, которые возместил Державин, но виновнику все же пришлось уехать в Санкт-Петербург. С 1787 г. он служил в канцелярии Г.А. Потемкина и при заключении мира с Турцией (1791) исполнял должность конференц-секретаря. В 1792 г. стал правителем канцелярии Платона Зубова и его, а потом и императрицы, доверенным лицом. С 1793 г. - полковник. С 1795 г. - секретарь Екатерины II «у принятия прошений».


Портрет А. М. Грибовского кисти Н Аргунова

Злоупотребляя своим положением, Грибовский вел широкий образ жизни. После воцарения императора Павла он был арестован и посажен в крепость, обвинен в переселении на свои земли казенных крестьян, с него взысканы 32 000 рублей. В 1800 г. вновь возбуждено дело о присвоении казенной земли, он заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел благодаря хлопотам жены. На предложение, при императоре Александре, поступить на службу Адриан Грибовский сказал: «Стану я, слуга Екатерины, служить этому мальчику». Он любил музыку, играл на скрипке (у него была скрипка Страдивари). Адриан Моисеевич был женат на дочери секунд майора Акима Чистякова Наталии. Наталия Акимовна родила Адриану Моисеевичу сына Николая и дочь Елену. В 1814 г. A.M. Грибовский купил дом в Коломне, так как его дочь вышла замуж за коломенского городничего В.Я. Губерти.



В домашнем быту Грибовский был деспотом. В 1817 г. объявил себя несостоятельным должником. Сенат обвинил его в умышленном банкротстве, возникла длительная тяжба, завершившаяся в 1833 г. благоприятно для Грибовского. Он любил английскую литературу, переводил Смолетта, обожал Фильдинга, называя его «верным истолкователем человеческих сердец», оставил «Записки» и дневники. Адриан Моисеевич и Наталья Акимовна умерли в один год (1834) и похоронены в Голутвинском монастыре. В усадьбе Щурово от него осталась богатая библиотека книг на русском, французском и немецком языках, которую унаследовал внук, Н.В. Губерти.



В июле 1909 г. происходит ограбление деревянной церкви и убийство старосты Василия Воробьева, сторожившего ночью Церковь. Из Храма украден антиминс. Потомки убиенного рассказывают: «Один из жителей Щурово попросил соседа подменить его и выйти в ночную смену сторожем в деревянную Троицкую Церковь. Именно в эту ночь в Храм залезли грабители. Из Церкви были вынесены ценности. Заменившего сторожа злоумышленники связали и задушили, а возможно и сбросили с колокольни». После этого случая в 1909 г. службы в деревянном Храме прекращаются.



В 1915 г. деревянная Троицкая Церковь еще стояла на берегу Оки, так как есть свидетельства о ее посещении Епископом Рязанским и Зарайским Димитрием (Сперовским). Однако старожилы утверждают, что в 1926 году деревянной Троицкой Церкви уже не было. Есть предположения, что Церковь сгорела или ее разобрали в начале 20-х годов. С местом, где когда-то стояла деревянная Церковь, связана еще одна трагическая история. В советское время участок земли, где когда-то стоял деревянный Храм, отдали семье Дюниных под строительство частного дома. Семья дом построила, но через какое-то время хозяйка повесилась, а ее муж умер через сорок дней после смерти жены



. Примечательна участь еще одного дома, который в наши дни построили на месте церковного кладбища – он сгорел. В настоящее время можно видеть обгоревшие развалины дома и заросший бурьяном участок, а раньше на этом месте лежали большие каменные надгробия. Как говорят старожилы: «Первое было кладбище в Щурово. Богатые надгробия были! Похоронены были Кутасовы…» Все могильные плиты растащили. Одну из надгробных плит положили у забора и используют как «дорожный отбойник», чтобы проезжающие мимо машины не задевали изгородь. На каменной плите видны две борозды от тросов, которые остались после подъема и переноса надгробия краном.



Вернемся к истории каменной церкви В 1883 г. священник Феодор Соколов и прихожане деревянного Троицкого храма в Щурово, обратились с прошением о разрешении построить в Щурово каменный храм. 26 сентября 1883 года прихожанами села Щурово Зарайского уезда в пользу построения в их селе нового каменного храма Товариществу цементно-известкового и алебастрового завода «Э.А. Липгарт и К» постановлено было отдать: участок земли, прилегающий к ветке железной дороги; в пользование сроком на 10 лет с вознаграждением по 800 рублей, небольшой участок близ реки под пристань с получением по 200 рублей каждый год. Также решили отвести под постройку нового каменного храма более удобное место в конце села Щурово с западной стороны между двумя дорогами – железной и шоссейной.



В 1892 году был составлен и утвержден губернскими властями проект храма, составленный известным московским архитектором, статским советником Максимом Карловичем Геппенером (1848-1924, он обучался на строительном отделении Политехникума в Карлсруэ, состоял на службе в Строительном отделении Московской городской управы, в Москве построил колокольню Никольского единоверческого монастыря, основные сооружения московского водопровода).



Сооружалась церковь под руководством инженера Иосифа Витшаса, целиком из местного строительного материала: бутового камня, цемента и извести от Товарищества «Липгарт и Ко» и кирпича коломенского производства - завода доктора Модеста Лозовского. Из такого же кирпича построен и двухэтажный дом, стоящий рядом с храмом, в котором сейчас размещаются приходские службы.





Пояснительная записка по проекту нового каменного храма в селе Щурово Рязанской губернии Зарайского уезда: «Стены храма предполагается произвести из кирпича на фундаменте из местного бутового камня, частью из известкового раствора, как, например, для столбов поддерживающих трибун главного купола, с прибавкой цемента. Как главный купол, так и боковые полукупола и все вообще своды храма предполагается устроить двойными из бетона на железной основной конструкции по системе «Монье». Такие сводчатые покрытия не дают распора, а предполагаемые двойные расположения их с оставлением меж ними прослойки воздуха устраняют возможность промерзания сводов. При принятой системе двойного сводчатого покрытия никаких стропил не требуется, покрытие храма предполагается из листового цинка с штампованными и литыми украшениями из того же материала и будет прикреплено к особым ухватам, заложенным в наружные бетонные своды и по войлочной прокладке плотно прилегать к храмовым сводам».



К 1900 г. были закончены основные строительные работы по возведению стен и купола. Храм был воздвигнут на средства владельца цементного завода Эмиля-Александра Липгарта, пожертвования купцов Матвея Савинова и Павла Шарапова, фабриканта Ивана Давыдовича Морозова. Местные жители тепло отзываются о Священнике Феодоре Соколове, говорят: «Он пожертвовал все свои сбережения на строительство новой каменной Троицкой Церкви в Щурово (вплоть до нательного креста) - он нес все из дома в Церковь, а кто-то из Церкви в дом…»











В 1905 г. Потомственный почетный гражданин Эмиль Федорович Ринкель, лютеранского вероисповедания, пожертвовал на построение нового храма в с. Щурово 3833 руб. 38 коп. К 1907 г. была закончена внутренняя отделка, построены приходской дом и каменная, с железными решетками, церковная ограда. В 1907 г. храм был освящен преосвященным Никодимом, епископом Рязанским и Зарайским. В 1913 г. в Щурове вокруг приходского кладбища была устроена каменная ограда на средства Потомственного почетного гражданина Ивана Давидовича Морозова.


















Основателями Товарищества «Эмиль Липгарт и К» были прибалтийские немцы, перебравшиеся в Москву в 1860-х гг., - братья Эмиль, Карл и Герман Эдуард Липгарты, а также Георг Густав Эмиль Ринкель.



Товариществу на паях «Эмиль Липгарт и К» принадлежали: цементная фабрика, алебастровый и известковый заводы (основан в 1870 г.), каменоломни для выработки бутовой и сортовой плиты и других строительных материалов в с. Щурове, Бачмановский машиностроительный завод (ныне в границах Коломны). Крупнейшим предприятием товарищества был завод сельскохозяйственных машин в Москве, бывшая фабрика Бутенопов (приобретена в 1874 г.).Цементный завод находился против Коломны, через р. Оку у станции Щурово, . Липгарты одними из первых ввели на своих заводах правила внутреннего распорядка и условия найма на работу, защищавшие права рабочих. В забастовках 1905 г. рабочие товарищества «Эмиль Липгард и К» не участвовали. Продукция Товарищества «Эмиль Липгарт и К» отмечена золотыми медалями на российских промышленных и сельскохозяйственных выставках в 1875, 1876, 1878 и 1880 гг., а также правом изображать Государственный герб на своих изделиях, вывесках, рекламе на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве 1882 г. и в Нижнем Новгороде 1896 г., золотыми медалями на Всемирной выставке в Париже 1900 г



В газете «Голос труженика» (№ 33 от 16 июля 1923 г.) появляется статья с почти Евангельским названием «Придите ко мне все трудящиеся»: «На берегу реки Оки (Щурово, Рязанская губерния) есть огромнейшая церковь, которую обслуживает тамошний поп «отче Сергие» и «дряхлый» дьякон. Все бы ничего, кажется, «старцы» и спокойные, «зелия» не пьют, но беда лишь в том, что ходят по православным и «ропщут», что мало жертв ими в церковь приносится... видят, что ропот их не помогает, в церковь никто не ходит, за исключением какого-либо обряда, как-то похороны, бракосочетание и т. д. Так они установили таксу: за похороны - 400 р., за крестины – небольшая уступочка». На всякий случай автор подписался - Глупишкин. В газете «Коломенский рабочий» (№ 25 от 29 марта 1927 г.) была опубликована статья «Даешь монету, а то в ад» о Церкви в Щурово: «Скорбит душа попа Сергия из Щуровской церкви. Все меньше и меньше находится овечек, с которых можно было бы стричь шерсть. Решил постращать 13 марта поп и сказал проповедь. «Православные христиане, так нехорошо. Грешно это от Бога. Нужно ходить самим и посылать детей, а то не миновать вам ада кромешнего. Еще грешнее – не венчаться и быть некрещеными...» У бати хозрасчет не плохой... За венчание приходится платить настоящими и сколько потребует батя. И потому-то неисполнение этого обряда, по-батиному, особенно грешно...» К сожалению, нам с Вами хорошо известно, что слова отца Сергия исполнились в самое ближайшее время: голод начала 30-х гг., ад ГУЛАГа и война.



В начале 1930 года газета «Коломенский рабочий» (№ 142 от 1 января 1930 г.) опубликовала заметку: «Постановлено закрыть Щуровскую церковь. Отрыть в ней школу. Священнику запрещено ходить по приходу. На «Николу» его уже не было в деревне». В 1930 г. священник Сергий Модестов (р. 1878) арестован и осужден на 10 лет лагерей. . Храм разорен, позже в здании находились склад, пекарня, гараж, театр рабочей молодёжи (сокращённо - ТРАМ).




22 апреля 1968 года (празднование дня рождения Ленина)

Протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011
http://www.hram1891.ru/

Comments

Надо же, какая старательная византийщина, просто церковь Хора в Стамбуле-Константинополе, и по формам и по цвету!
Да, Геппнер со своим красно-кирпичном стилем, добрался и до Коломны. Жаль только, что в Троицкой церкви нет таких чудесных фресок и мозаик, как в ц. Хора. Кстати, не знаю, как выглядел храм внутри до разорения, не нашла никаких материалов.
?Ну если Вы не нашли, так значит их и нету, уж от Вас ничего не укроется!)
А жаль. Хотелось бы посмотреть.

Эклектика (((

Кажется, я уже давал разгромную характеристику этому сооружению. А может быть - только собирался.
Но поскольку мы с Вами теперь друзья, то я напишу прямолинейно, по-дружески..... ))
Вы делаете акцент на исторической части, и это понятно для каждого: что когда было и как это происходило.
Но мне интереснее посмотреть архитектуру здания, и должен заметить, что она ужасающая. Тяжеловесная эклектика и то, что она в «византийском духе» - еще более удручает. Особенно давит отсутствие окон на нормальной обычной высоте. Все окна подняты кверху, и, наверное, интерьер наполняется «верхним» светом, чего и добивался автор. Но вокруг глухие стены....
Очевидно, что дата постройки у Вас указана неверно. Подобные сооружения начали активно строить уже в начале 20 века. В картотеке Храмов России указаны даты строительства – 1887-1907 г. Вот окончание в 1907 году более похоже на правду! Об архитектуре, точнее о ее отсутствии я мог бы полнее рассказать, но зачем?
Вот такой отзыв об этом сооружении, не сердитесь - ведь истина все-таки важнее, не так ли? ..... :)

Re: Эклектика (((

Григорий! Я очень рада Вашему комментарию! И, простите за настырность? наглость? занудство? очень бы хотела, чтобы Вы написала все, что хотите сказать о храме. Ошибаться я не боюсь, но вот узнать что-то большее хочу всегда.
Я понимаю, писать о том, в чем совершенно не разбираешься - не правильно. Зачем я все же это делаю? Мне интересно. Работа в ЖЖ (только не творчество - до него я не доросла), это мой способ познания, как ни странно это звучит, учитывая то обстоятельство, что источники, которыми я пользуюсь (в основном - инет), и на которые обязательно даю ссылки, ненадежны.
Виктория.
Здравствуйте, Виктория!
Могу посоветовать читать настоящие исследования по Архитектуре. Таких книг очень много. И все Вам станет ясно :)
Да, я буду рада...

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com