vittasim (vittasim) wrote,
vittasim
vittasim

Коломенский кремль. Прогулка 9. Храмы Соборной площади Коломны. Успенский собор

Коломна во второй половине XIV в. являлась центром большого каменного строительства, связанного с выдающимся значением города в подготовке борьбы с Ордой. Первое, разобранное в 1672, здание Успенского собора было заложено в 1379 году после победы дружины московского князя Дмитрия Ивановича над татарами при реке Воже. Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. Перед Куликовской битвой, в 1380 году, собор старались закончить столь спешно, что по прибытии Дмитрия с войсками в Коломну, верхняя часть храма обвалилась. Успенский собор — единственный памятник Коломны, постройка которого отмечена летописью. Впрочем, летопись отметила даже не закладку храма, а его катастрофу: «В лето 6888 (1380). Падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Эта запись во всех списках летописи предшествует повести о Куликовской битве.











Схема кремля и 9я прогулка (включая все предыдущие)

Тем не менее, именно в новом соборе князь молился перед битвой. Восстановлен храм был в 1382 году, роспись окончена к 1392, возможно при участии Феофана Грека. С военной историей Руси была связана судьба собора и в дальнейшем. Собираясь в свой третий (последний и победоносный) поход на Казань, Иван IV в июне 1552 года с армией прибыл в Коломну. В это время крымские татары, выступавшие союзником Казанского ханства, подошли к Туле. 23 июня 1552 коломенский епископ Феодосий II благословил войско на сражение с крымскими татарами, а 3 июля - на войну против Казани.



В самом соборе в те годы хранилась икона Донской Божьей Матери (ныне в Третьяковской галерее). Предание гласит, что её в 1380 году принесли с собой на Куликово поле некие донские казаки (легенда более поздняя, существование казачества на Дону в XIV веке маловероятно). Поднятая над православным воинством как хоругвь, она способствовала победе и была подарена Дмитрию Донскому. В действительности, скорее всего икона была написана в 1380-90-х годах по заказу супруги Дмитрия Евдокии для Успенского собора Коломны на молитвенную память о погибших. Автором её был Феофан Грек или кто-то из его учеников и последователей. Перед этой иконой молился в 1552 году Иван IV, и победа под Казанью способствовала началу общегосударственного почитания образа. Он был перенесён в Благовещенский собор Московского кремля, а в Успенском соборе оставлен список с иконы. Позже не раз с молитвами, обращёнными к Донской Божьей Матери, связывали победу русского оружия над врагом. Так было 1591, после чего на месте походной церкви, где царь Фёдор Иванович возносил свои молитвы, был основан Донской монастырь.



Но вернемся к истории Успенского собора. Храм был восстановлен вскоре после Куликовской битвы: запись о росписи собора в 1392 г. «подписана бысть на Коломне церковь камена Успение богородици, юже създа князь Дмитрей Ивановичь» дополняется в Степенной книге существенным пояснением: «дотоле еще за десять лет», т. е. за 10 лет до 1392 г.— в 1382 г. Очевидно это произошло до карательной экспедиции Тохтамыша. Таким образом, памятник датируется 1379—1382 гг.



Вот что говорится об Успенском соборе в писцовой книге гор. Коломны 1577—1578 гг. Прежде всего храм здесь имеет очень существенный эпитег «Донской»: «В городе же на Коломне церковь соборная Успение пречистые богородицы Донская...» Это наименование поддерживалось именем главной «святыни» собора — иконы Донской богоматери, ставшей, после победы над татарами, вторым после Владимирской иконы богоматери национальным палладиумом Руси. Далее здесь упоминается придел Дмитрия, который называет и Павел Алеппский: «Да у церкви ж у Пречистые богородицы в приделе в Дмитреи Великом». Наконец, писцовая книга отмечает хоры с двумя приделами: «Да в соборной же церкви Пречистые богородицы придел Леонтей Ростовский чюдотворец на полатех... да... на полатех придел Никита великий...»



Павел Алеппский, как личный секретарь, сопровождал антиохийского патриарха Макария, направлявшегося по своим церковным делам из Сирии в Москву. Из-за "моровой язвы" они вынуждены были остановиться в Коломне, поселиться здесь в одной из келий епископа и прожить с 17 августа 1654г. до 30 января 1655г. Павел Алеппский оставил очень подробное описание Успенского собора: «Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трех сторон, соответственно трем ее дверям». Уточнить описание Павла Алеппского пытались археологи. Неоднозначно воспринимаются упоминания Павла Алеппского о «высоте» и «приподнятости» церкви. Обычно это расценивается как указание на наличие подклета и обходных галерей-гульбищ, но фундаментов таких галерей не найдено и, скорее всего, к каждому из входов в собор вела отдельная лестница.




« Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны — работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах — позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два — над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви».




« Один из них во имя св. Димитрия; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стеклами, и в нем висят, по их обыкновению, два больших зеркала, к которым священники всегда подходят, смотрятся в них и расчесывают свои волосы. В хоросе, перед (царскими) дверями этого алтаря, помещен большой круг наподобие амвона; он высокий, стоит на деревянных восьмиугольных и круглых колоннах, которые все позолоченные и резные, и имеет две лестницы, из коих одна пред царскими вратами, по ней всходит дьякон для ектении; другая лестница с западной стороны, по ней он всходит для чтения Евангелия. Архиерейское место каменное, с очень большим куполом, помещается близ южных дверей, ибо церковь имеет, по их обыкновению, три двери: две из них выходят на хорос с южной и северной стороны, а с западной — большая дверь. Все эти двери с двумя створами из чистого железа. Над каждой из них наверху образ, над большой дверью образ Успения Богородицы, дабы народ знал имя церкви. Таков у них обычай во всех их церквах, и какой это прекрасный обычай!»


«Храм в Коломне» Художник Владимир Луговик х.м. 50х70 1987

«Что касается иконостаса, то у них принято ставить икону того (святого или праздника), в честь которого церковь, на место иконы Господа, а напротив нее, на место иконы Владычицы, икону Троицы: три ангела, Авраам и Сарра и трапеза. Так и в этой церкви поставлена икона Успения Владычицы на месте иконы Господа. Около нее стоит икона Владычицы весьма старинная, которая, как нам говорили, всегда творит чудеса. К ней имеют большую веру. На этой иконе висит много привесов из золота, серебра и жемчуга».




«Верхний иконостас у них устраивается не так, как принято в стране казаков и греков, но Господь помещен в средине, справа и слева Иоанн Креститель и св. Дева, подле них два ангела; завершается правый ряд Петром, Иоанном Златоустом, Василием и двумя другими апостолами; напротив них Павел, св. Николай, Григорий и другие два апостола — с каждой стороны пять больших икон с изображениями во весь рост. Над этим рядом находится изображение Владычицы и пророков, предвозвестивших о Ней, с той и в другой стороны. У них нет, как у нас, лампад с маслом, ибо оно дорого и зимой замерзает, ни больших медных подсвечников, но большие, толстые, расписные свечи в каменных в резьбою столбах, утвержденных (в полу); на верху столба жестяной кружок, в который вставляют большие и малые свечи, так как у них принято, что всякий, кто приходит в церковь, приносит с собою свечу, которую собственноручно ставит перед образом».



«Крыша как этой церкви, так и всех вышеупомянутых церквей, походит на кедровую шишку или на артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше кругом купола — очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этою церковью много склепов и подвалов. Над нарфексом есть еще ярус, где помещается казнохранилище епископа; мы видели его богатство — несколько сундуков полных серебряными и золотыми монетами».


Успенский собор в Коломне.Рисунок постройки 1378—1382 гг

Постепенно в соборе формируется богатая библиотека, поскольку после кончины епископов их книги передавались в кафедральный храм. К середине XVI века здесь насчитывалось 98 книг. 33 из них были написаны на пергамене — это больше, чем в каком-либо другом коломенском храме или обители того времени.




Теперь рассмотрим данные Писцовой книги 1577—1578 гг. и описания Павла Алеппского вместе, чтобы представить с возможной полнотой облик Успенского собора 1379—1382 гг. Собор был меньше существующего, его северная стена шла параллельно стене последнего на расстоянии 1 м, точно так же и алтарная апсида оказалась внутри новых стен, заложенных на новом фундаменте; но и при этом он был внушительным зданием, предполагаемые внешние размеры Коломенского собора примерно 15.60X25.38 м. Павел Алеппский с полным правом мог назвать его «великой» и «величественной» церковью. . собор не перестраивался — он и именуется в XVI в. «Донским» и имеет придел «Дмитрия великого». О том, что собор за этот промежуток времени не перестраивался, подтверждается данными археологической разведки: в шурфе у алтаря собора был прослежен лишь один предшествующий постройке 1676—1682 гг. слой строительства из белого камня.


Успенский собор в эпоху Димитрия Донского. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Успенский собор Коломны в его современном виде был построен по заказу коломенского архиепископа Иосифа в 1682 г. мастером Милешкой Алексеевым «с товарищи» на месте старого храма, описанного Павлом Алеппским, который был разобран в 1672 г. . . Прототипом выступил Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода (1647-1652, в 1929 году разрушен). Белокаменные блоки от разборки предыдущего храма использованы в кладке преимущественно кирпичных стен. Существует редкая возможность в общих чертах представить его первоначальное внутреннее убранство, хотя, очевидно, все элементы последнего либо утрачены, либо перемещены за пределы храма. Составить такое представление позволяет опись коломенского Успенского собора, выполненная 20 сентября 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича (1676 – 1682).




«В алтарном помещении находился престол «каменной, на нем индития – бархат золото с серебром травчетой, украшенный кружевом серебряным, на средине престола – бархат червчатой». На престоле было Евангелие, покрытое бархатом червчатым. Позади, т. е. к востоку от престола, находилось архиерейское горнее место, обито сукном зеленым, столпи обиты сукном же червчатым. Над горним местом образ Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа, посторон пречистые Богородицы со апостолы, писаны на краске. Да в том горнем месте животворящий крест болшой запрестолной деревянной, вызолочен сусалным золотом и серебром, по обе стороны того креста написаны страсти Господни. Рядом располагались две богато украшенные иконы «пречистые Богородицы напрестолной» и Одигитрии. «По обе стороны горнего места две рипиды медные полуженые».




«В олтаре ж на жертвеннике» находилась индития из золотного атласа. «На той же индитии крест круживо белое. На том же жертвеннике покров тафтяной червчатой» с кружевным крестом. «По полям того покрова тафта зеленая». На жертвеннике стояли серебряные сосуды. Рядом находились два кадила и четыре укропника. На жертвеннике располагался «образ Спаса Нерукотворенного со ангелы».



Далее в Описи 1681 г. зафиксировано убранство интерьера пространства для молящихся или собственно храма. «Да в церкви ж Божии царские двери и сень и столпи вызолоченные резные, а на сени написан образ Господа Саваофа. Да на правой и по левой стороны царских дверей местных икон: на правой образ Господа Вседержителя, писан твореным золотом. Образ пресвятыя Богородицы Успения со апостоли и со святители, писан твореным же золотом. Да у тех же образов пелены отлас золотной цветной травчатой по червчатой земле, опушка отласу зеленого, подложена крашениною, одна лазоревою другая зеленою, а вместо иконостасов те образа по полям прикрыты дорогами желтыми да червчатыми.



На другой стороне того ж Богородична образа образ пресвятые Богородицы Успения в окладе, оклад басемной, да пять венцов чеканных, да прикладу два венца, три гривенки серебреные басемные золочены, да крестов серебреных болших два, малых шесть, и в том числе один золочен, да денег десять алтын две денги. Да над тем же Богородичным образом образ Нерукотворенного Спаса писан на полотне в рамах. У царских дверей по левую сторону образ чюдотворца Николая Можайского резной, в резном киоте, киот и столпи и верхняя корона и крест распятие Господне и пред ним подсвечник резной золочен сусалным золотом, венец медной золочен чеканной, а в нем три камени простых в гнездах серебреных, у чюдотворца на руках учинены внов поручи жемчужные, низаны по черному отласу с канителью, у них шесть пугвиц серебреных золоченых гладких да прикладу два креста серебреных, один позолочен, да денег четыре колечка завес шолковой.




Над киотом позади кароны два образа, образ Вседержителя Спаса в аршин писан на празелени. Образ пресвятые Богородицы Одигитрии в окладе, оклад и венец серебреной басемной золочен. Над царскими дверми вверху деисусы. Напреди образ Вседержителя Спаса, по правую руку образ пресвятые Богородицы со архангелом и со апостолы, восмь икон по левую сторону, образ Иоанна Предтечи со архангелом же и апостолы, восмь же икон, всего семнадцать икон, да перед теми иконами одиннатцать подсвечников деревянных точеных, золочены сусалным золотом. Над деисусами в другом тябле дванадесятые Господских и Богородичных праздников осмнатцать икон. В третьем тябле посреди образ пресвятые Богородицы с превечным Младенцом седящъ на престоле, по сторонам пророков семнатцать икон. В четвертом тябле посреди образ Господа Саваофа, седящего на херувимах, по обе стороны праотцов семнатцать икон.А тябла писаны розными красками.




Во оной же церкви четыре столпа каменных круглых. У правого архиерейское место обито сукном светлозеленым, внутри того места обито сукном лазоревым. На степенях сукно ж зеленое ветхо, над архиерейским местом внутри на тябле образ Господа Саваофа, да образ пресвятые Богородицы, да образ архангела Гавриила, да евангелистов Иоанна да Луки, да Матфея, да Марка, да образ пресвятые Богородицы Знамения, по сторонам писаны пророки».



«Да на правой стороне у южных сторонних дверей подле стены три гробницы складены в кирпич, в них лежат епископы Коломенские и Коширские. Варлам погребен в 73-м году октября в 21-м числе при благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии. Иосиф во 133-м году генваря в 27-м числе при благоверном царе великом князе Михаиле Феодоровиче всеа Русии. Рафаил в 161-м году февраля в 11 числе. На гробницах поставлены образы Всемилостивого Спаса, в подножии у Спасова образа в молении Иоанн Богослов да Никола чюдотворец со иными святыми и со апостолы. Образ пресвятые Богородицы Владимирские, на образе венец. Образ царя Константина и матери его Елены, писан на красках. Гробницы покрыты сукном зеленым, мерою того сукна в длину восмь аршин с вершком, поперег два аршина.В главах на стенах в олтаре и церкви шездесят три окошка болших с решетками железными, а в них шездесят три оконницы слюдяных».






«В соборной церкви помост камень белой в аршин мерою, та церковь длина и ширина по семи сажен с четвертью. Вышина от помосту до сводов семь сажен с полусаженью. В дверях трои затворы железные створные з засовы с замками».



Описанию наружного облика собора в Описи 1681 г.: «На Коломне в городе возле архиерейского двора соборная церковь во имя пресвятыя Богородицы Успения каменная о пяти главах. На настоящей главе крест корсунской железной прорезной, позолочен весь, на четырех главах кресты корсунские ж железные, опаяны железом белым немецким, местами золочены, у тех же крестов по четыре чепи, главы опаяны железом белым же немецким, покрыта тесом.


Окна четверика и алтаря украшены фигурными наличниками, которые составлены из вертикальных боковых полуколонок с бусинами посредине и завершений. У нижних наличников эти завершения полукруглые, у верхних – килевидные.






Богатые западный и северный перспективные порталы собора составлены из многочисленных резных элементов.









Более скромен по оформлению южный перспективный портал памятника.



Барабаны оформлены аркатурно-колончатыми поясами и профилированными карнизами



Наружный облик здания частично искажен в XVIII – XIX вв. После пожара 1739 г. деревянная крыша храма «о четырнадцати фронтонах» (по числу прясел) была заменена железной четырехскатной. В позднее время разобрали первоначальные крыльца, располагавшиеся у западного и боковых фасадов. В 1802 г. изменена форма глав. В конце XIX в. сбили аркатуру на барабанах и наличники окон. Этот декор восстановлен в 1958 – 1963 гг.



В конце XIX века на пожертвования жителей Коломны проводились работы, о масштабах которых свидетельствует сохранившаяся надпись: "В благополучное царствование Благочестивейшаго Господаря Императора Александра III освятися св. престол и храм сей во имя Успения Пресвятыя Богородицы, после полной реставрации Высокопреосвященеейшим Сергием Митрополитом Московским и Коломенским в лете от Рождества Христова 1894 в 30 день месяца июля".
Конструкция храма традиционна для русских церквей Данный памятник представляет собой четырехстолпное трехапсидное пятиглавое здание, но новые веяния, характерные для XVII века, не миновали собор стороной. Фасады расчленены на два яруса карнизом, закомары отсутствуют, лопатки на боковых фасадах не соответствуют расположению столпов и внутреннему членению храма. Внешний облик храма строгий, монументальный, наружное убранство бедно, что не характерно для того времени


Пространство для молящихся слегка вытянуто по оси восток-запад, но в целом в плане оно близко к квадрату. К нему примыкает алтарная часть с мощной средней апсидой и двумя боковыми со сравнительно тонкими стенами, несколько скошенными к центру. Над апсидой диаконника помещалась ризница с входом в нее через лестницу внутри южной стены средней апсиды.





В нижней части собор сложен из белого камня (высота блока 25 см, длина—18—45 см), выше — из кирпича (29X15X9 см). В северной стене к западу от портала начинается лестница, поднимающаяся далее внутри западной стены и выводящая на своды храма.



Три пышных резных типичных для XVII века перспективных портала вводят внутрь; при этом ось южного и северного входов приходится на линии восточной пары столбов. Внутренние столбы не отвечают плоским наружным лопаткам боковых фасадов. Алтарная часть, против обычного, существенно увеличена в восточную сторону. Четыре круглых внутренних столпа расположены таким образом, что средний продольный неф имеет большую ширину, чем боковые продольные нефы. При этом средний поперечный неф незначительно превосходит по ширине соответствующий восточный неф и существенно шире западного поперечного нефа. Между упомянутыми столпами, а также между ними и стенами переброшены пониженные подпружные арки, пяты которых расположены на одном уровне.



Кроме окон барабанов, собор хорошо и равномерно освещается двумя ярусами широких оконных проемов, прорезающих его западную и боковые стены. В соборе сохранилась роспись 1804 года, резной пятиярусный иконостас в стиле барокко 1772 года, который расположен у восточной алтарной стены помещения для молящихся. На том же месте находился и его первоначальный тябловый иконостас. . В 1880 году в Успенском соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы.



В 1800 г. к собору была приписана Крестовоздвиженская церковь со своим приходом. Содержание священноцерковнослужители получали из Троицкого Ново-Голутвинского монастыря, а также из коломенского городового магистрата, по завещаниям Татьяны Ивановны Тетюшевой и коломенского 2-й гильдии купца Киприана Максимовича Кислова - 45 рублей 71 и три четверти копейки серебром, из опекунского совета Московского Императорского воспитательного дома проценты с капиталов, положенных в сохранную казну именитым гражданином Афанасием Акимовичем Шевлягиным, коллежской асессоршей Пелагеей Петровной Повалишиной, действительным статским советником Павлом Левашевым и «покойного Коломенской градской Богоявленской церкви протоиерея Никиты Михайловича Дроздова женою, вдовою Анною Ксенофонтовной» - 84 рубля 14 и две седьмых копейки на серебро.



В 1929 году собор был закрыт, разорён и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. Утрачены все иконы, Царские врата и некоторые детали уникального резного иконостаса, уничтожены все колокола. Некоторое время в соборе был склад, затем храм пустовал. Настенная живопись осыпалась — ей грозило полное уничтожение.


Успенский собор. Июль 1980 года


Успенский собор и колокольня. Июль 1980 года


Главы собора Успения Пресвятой Богородицы в Коломне Московской области. Вид с колокольни Ново-Голутвина монастыря. Июль 1980 года

Археологическое открытие, могущее пролить свет на «темное время» – конец XIII–первую треть XIV века – было сделано в 1978–1983 годах. Исследователям удалось найти архитектурные фрагменты храма, предшествовавшего собору Дмитрия Донского, построенному около 1380 года. Найденные обломки должны были принадлежать зданию, построенному за несколько десятилетий (если не за столетие) раньше собора Донского и, вероятно, мастерами не московской, а иной школы, причем храм в кремле, предшествовавший собору Донского, и церковь на Городище, http://vittasim.livejournal.com/34859.html, строились с небольшим временным интервалом, допускающим единый стиль работы мастеров (максимум десять–пятнадцать лет), но первый – не позднее 1300 года, а вторая – не ранее 1307. Храм в Кремле строила Рязань, а церковь Иоанна Предтечи – Москва. Посвящение престола храма в Коломенском кремле, предшествовавшего собору Донского, мы не знаем. Но вряд ли он был Успенским: такое посвящение более соответствовало кафедральному статусу, а в Коломне во времена ее принадлежности Рязанскому княжеству епархии, конечно, быть не могло.


Орнаментный блок из коломенских раскопок

Религиозная жизнь здесь начала возобновляться в 1989 году. К 1999 Успенский собор был отреставрирован и 29 августа его освятил Патриарх Алексий II. Восстановлен иконостас. Все образы для него написали коломенские мастера. Устроен новый мраморный пол с подогревом. Было восстановлено более 1000 м2 настенных росписей!



Все праздники Коломны начинаются со службы в Успенском кафедральном соборе, откуда в далёком 1380 году уходил с полками на поле Куликово Московский князь Дмитрий Иванович. . Здесь проходят концерты духовной музыки Московского Пасхального фестиваля.






Предыдущие прогулки по кремлю:
Прогулка 1 улица Лазареваhttp://vittasim.livejournal.com/99555.html
Прогулка 2 улица Лазарева (продолжение) http://vittasim.livejournal.com/99830.html
Прогулка 3 сквер Блюдечко, ул. Дмитрия Донского http://vittasim.livejournal.com/99949.html
Прогулка 4 улица Исаева http://vittasim.livejournal.com/100260.html
Прогулка 5 улица Лажечникова http://vittasim.livejournal.com/100718.html
Прогулка 6 улица Казакова http://vittasim.livejournal.com/100972.html
Прогулка 7 Брусенский монастырь http://vittasim.livejournal.com/101882.html
Прогулка 8. Брусенский монастырь Храм Успения Пресвятой Богородицы http://vittasim.livejournal.com/102786.html

Протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011
А.Г. Мельник Успенский собор XVII века в Коломне
«Коломна  и Коломенская земля История и культура» Составители А. Г. Мельник, С.В. Сазонов Издательский дом «Лига» Коломна, 2009
Павел Алеппский «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в в половине ХVІІ века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским.»
http://www.vidania.ru/literatura/sobornye_hramy_kolomny_uspenskii_sobor.html
http://.http://brumfieldw.narod.ru/kolomna/brumfieldkoloc-05-24_b.htm
http://www.russkiysobor.com/c2_0027.htm
http://www.kolomna-kreml.ru/history/architecture/62.html
http://www.myrusland.ru/places_119.htm
http://dupper.ucoz.ru/news/zodchestvo_severo_vostochnoj_rusi/2013-07-27-135
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=78791
http://www.szst.ru/library/voronin_kl/index.html
http://www.artrussia.ru/russian/artists/picture.php?pic_id=2513&foa=f&page=1
Tags: Коломенский Кремль, Коломна, Подмосковье, архитектура, история, старые фотографии, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments