vittasim (vittasim) wrote,
vittasim
vittasim

Categories:

Коломенский кремль. Прогулка 14 Церковь Николы Гостиного

Церковь Николы Гостиного является одним из древнейших памятников Коломенского кремля. Название «Никола Гостиный» истолковывается, как производное от слова «гость», «гости». Значит, храм был построен гостями и ими же патронировался. «Гостями» назывались в Древней Руси наиболее состоятельные купцы, специализировавшиеся на международной торговле. С XVI века чин «гостя» мог жаловаться только царём. Гости в древности были также и носителями информации, перетекавшей из одного государства в другое. В начале XVIII столетия, при Петре I, чин гостя был упразднён. По археологическим данным, международные торговые связи в Коломне были уже в конце XII — XIII вв. В письменных источниках коломенские купцы-гости числом 13 прямо называются со времени Ивана Васильевича III (1462 — 1505). . Называли их «суконниками» (т. к. они торговали сукном) или «сурожанами» (по городу Сурож - современный Судак - главный пункт сбыта товаров на Чёрном море)





Схема кремля и 14я прогулка (включая все предыдущие)

Коломенские гости на правах ктиторов установили порядок раннего начала богослужения. Сделано это было для того, чтобы купцы успевали по своим торговым делам к началу торгового дня. Выходец из коломенского духовного сословия XIX века, писатель, издатель и публицист, оригинальный мыслитель Никита Петрович Гиляров-Платонов так вспоминал об этой особенности храма: «... в старые времена ... ранние обедни даже вообще запрещались, и одна из коломенских церквей (Николы в городе) обязана, сказывали мне, самим сооружением этому правилу: в виде привилегии, специально для того сооружённому храму дозволены были обедни ранее указанного часа».



Косвенно о церкви Николы Гостиного упоминается в копии не полностью сохранившейся писцовой книги города Коломны и уезда писцов Данилы Петровича Житова и Фёдора Комынина 1577 — 1578 гг, которая была написана около 1618г. Там упомянут «двор Николы Гостина попа Фёдора». А в архиве Спасского монастыря хранилась, по сообщению той же писцовой книги, купчая грамота «на двор, что в городе у Николы у Гостина возле Безсонова двора Бохтеярова».



Доказано, что храм Николы Гостинного сначала был деревянным, т. к. никаких следов каменного строительства до момента возведения ныне существующего четверика не существовало. Рядом было обнаружено древнее кладбище, непрерывно существовавшее до XVIII столетия, что говорит о наличие здесь приходского храма. Значит, именно во второй половине XIII — первой половине XIV вв. и возник первоначальный деревянный храм Николы Гостиного, ориентированный точно так же, как и ныне существующий храм.



Строительство церкви Николы Гостиного происходило в тот момент, когда значительной перестройке подверглась вся Коломна. Где-то в первые годы XIV века был заложен новый деревянный кремль; его практически повторит по конфигурации более поздний кремль 1525 — 1531 гг. Внутри него определялись места для новых площадей и трассы новых улиц. Скорее всего, такой масштабной перепланировке содействовало одно печальное обстоятельство. Вся застройка в 1293 году была сожжена татарами, и город мог возродиться по новому плану. Многие данные, полученные в ходе раскопок разных участков древней Коломны, указывают, что именно последнее десятилетие XIII века и первые годы XIV века стали временем кардинальной перестройки. Во время неё и появился храм Николы Гостиного. Так что история храма насчитывает не менее 700 лет.



В XIX веке считалось, что храм весь заново отстроен в 1848 году. Однако вскоре были опубликованы данные о том, что древнейшая его часть относится к 1641 году. В начале 60-х гг. XX века изучал церковь Николы Гостиного архитектор Е.В. Михайловский. Он установил, что церковь Николы Гостиного можно считать почти полностью сохранившимся замечательным памятником древней архитектуры города Коломны, редкого оригинального типа. Храм сложен из кирпича, который в XVII веке уже не употреблялся. Апсида изначально была многогранной, такие строились именно в XVI столетии.


Современный план храма Николы Гостинного. Сплошной заливкой обозначен древний четверик.

Возможно, древнейший четверик храма Николы Гостиного был построен в 30-х гг. XVI века, когда в Коломне завершилось грандиозное строительство кирпичного кремля и освободилась значительная часть строителей и мастеров по производству кирпича. . Удивительно, но весь древний храм сохранился на всю высоту. Барабан с восемью килевидными кокошниками и остатками заложенных в позднее время щелевидных окон был характерен для посадских бесстолпных храмов XVI столетия, перекрытых крещатым сводом.


Реконструкция храма Николы Гостиного 1501г. Е.В. Михайловского

В 80х годах XX века в научной печати появились принципиально новые данные об истории строительства храма Николы Гостиного в г.Коломне. Работая с фондом Коломенской духовной консистории в Центральном государственном архиве  Москвы, архитектор Э.В. Суханова обнаружила краткую опись монастырей и церквей города, составленную в 1786 году по указанию Московского губернского правления. Опись была нужна «для сочинения типографического Московской губернии описания». Чтобы дать рабочие материалы для московских канцеляристов, в Коломенской духовной консистории привлекли материалы, не сохранившиеся до наших дней. Среди них оказалась закладная доска храма Николы Гостиного. Закладными досками называются памятные плиты с вырезанным на них текстом о закладке и/или освящении церкви. Так вот, в описи 1786 года был приведён полностью текст этой закладной доски. Доска впоследствии исчезла,  Вот какой текст был на каменной доске: «Лета 7009-го на память святаго пророка Амоса обложена сия церковь во имя святаго чюдотворца Николы при благоверном государе и великом князе Иоанне Васильевиче и при епископе коломенском Иосифе замышлением коломенского гостя Василия Иванова Юрьева». «Обложена», значит, завершена строительством, перестроена из дерева в камне. Э.В. Суханова заключила, что храм построен в 1501 году. церковь Николы Гостиного стала единственным точно датированным российским памятником рубежа XV — XVI вв. так называемого «посадского типа».


Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века - огромной летописи, украшенной более чем 16 тыс. рисунков. На ней среди построек Соборной площади Коломенского кремля изображена церковь Николы Гостиного (с треугольным завершением фасада).

В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится бумажный манускрипт — ЧетвероЕвангелие 1509 года, написанный для данного храма по заказу священника Петра Никольского.. На последнем листе Евангелия содержится выходная запись писца. Приведём её полностью: «Лета 1509 списано бысть Евангелие при державе государя всея Руси сия земли Василия Ивановича (отец Ивана Грозного, правил в 1505-1533 гг.) в славном граде Коломне при священном епископе Митрофане, а замышлением священного иерея Петра Никольского, рукою многогрешного Данильца — попова сына Дементьева Спасского. Богу нашему слава в веки!» Судя по одной из приписок, Евангелие было напрестольным. Это подтверждают и особые тексты, сопровождающие четыре Благовествования. Значит, книга относится к богослужебному убранству алтаря церкви Николы Гостиного.


Напрестольное Евангелие 1509 года, написанное для храма Николы Гостиного. Первая страница.

 Данилец, по видимому, еще очень молодой книгописец, сделал в конце забавную приписку: «Государеве мои! Если случится кому читать это Евангелие — святителю владыке, или священному архимандриту, или святому игумену, или священному иерею, или Дьякону, — если будет где описка какая не исправленная в нашем неразумении, и вы, господареви мои, собою исправьте, благословите и не клените». В этой надписи важен нестандартностью перечень буквально всех ступеней церковной иерархии Коломны — начиная от епископа и кончая диаконом. Обычно Евангелие во время богослужений читают либо диакон, либо иерей, а во время архиерейского богослужения — сам владыка.



В этой церкви обычный порядок был изменен. Купеческая община Коломны на престольный праздник устраивало братские пиры (братчины) и приглашали совершать поочерёдную церковную службу в своём храме трёх виднейших церковных деятелей. На Николу зимнего — 19 (6 по старому стилю) декабря торжественную службу совершал коломенский владыка, на другой день её совершал архимандрит (в XVI веке — настоятель Спасского монастыря), а на третий день — один из игуменов. Так богатейшее коломенское купечество подчёркивало особенность своего храма и выказывало особое почтение к святителю Николаю. Далеко не у каждого даже из самых древних храмов России сохранилась великая святыня — древнее напрестольное Евангелие. Храм Николы Гостиного из их числа. В 2009 году исполнилось 500 лет с момента написания этой книги.



В Писцовой книге 1577—1578 г. г. храм впервые именуется под названием «Никола Гостиный».



О судьбе храма Николы Гостиного г.Коломны в Смутное время дошло до нас одно драгоценное свидетельство. В храмовой метрике 1887 года сохранилось упоминание издревле находившейся в храме древней иконы Богоматери «Донской». Само её письмо было поновлено, но под изображениями сохранялась надпись: «Лето 7117 марта в 31 день поставлена сия икона завещанием тех мест Галстских волных казаков». То есть вольные казаки, которые принимали активное участие в событиях Смутного времени, 31 марта 1609 года вложили в храм Николы Гостиного «Донскую» икону Богоматери. Икону они могли вложить по случаю избавления города от внутренних раздоров или в память о принятом на казачьем кругу решении «стоять накрепко» за законное правительство. Дело в том, что высший казачий орган власти собирался, как правило, около церкви или часовни, в крайнем случае выносили в центр круга икону Спаса или Николая Чудотворца.



В писцовой книге 1623 — 1624 гг. упоминается Никольский поп Богдан как владелец лавки на коломенском торгу в иконном ряду, т. е. священник Богдан торговал иконами. В 1631 году купец Василий Иванович Юрьев пожаловал церкви медную чашу, о чем свидетельствует отчеканенная на ней надпись: «СИЮ ЧАШУ ПРИлОЖИЛ В ДОМ ВЕЛИКОМУ ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛАЮ ВО СВЯЩЕНИЕ ВОДЕ ГОСУДАРЕВ ГОСТЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ЮРЬЕВ ЛЕТА 7139 МЕСЯЦА ИЮНЯ В 23 ДЕНЬ». Эта реликвия сохранялась до начала XX века. Чуть позже неизвестным вкладчиком был подарен серебряный позолоченный крест с таким посвящением: « 7143 МАЯ В 9 ДЕНЬ СДЕЛАН СЕЙ КРЕСТ В ДОМ ВЕЛИКАГО ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ГОСТИНАГО ЧТО В КОЛОМНЕ ВНУТРИ ГРАДЕ И ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ФЕОДОРОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ ПРИ ЕПИСКОПЕ РАФАИЛЕ». Вполне вероятно, что и этот вклад 1635 года сделан Юрьевыми.




Панорама Коломны. Рисунок выполнен в 1636 году .Адамом Олеарием во время проезда шлезвиг-голштинского посольства через неё в Персию. Вид был опубликован как иллюстрация в составе книги под названием «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» в Шлезвиге (северная Германия) в 1656 году.


В 1641 году был возведён придел, освящённый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и была возведена оригинальная шатровая колокольня, украшенная резьбой по белому камню. Вид этого храма после перестройки можно увидеть в строительном деле 1839 года. До наших дней сохранилась писцовая книга Коломны 1646 — 1647 гг. Она сообщает о церкви и её клире: «погост, а на нем церковь Великого Чудотворца Николы прозвище Гостина; двор поп Иван Деев; двор вдова Улитка Ивановская жена Котова у неё дети Ивашко да Сенко да Кирилко; Ивашко на Коломне в городовых воротниках». Итак, причт храма состоял из двух человек: священника Ивана Деева и просвирницы Улиты, вдовы Ивана Котова. У Улиты было трое детей, старший из которых был уже пристроен на государеву службу сторожем у одних из ворот Коломенского кремля.



В 1655 году Коломну посетило посольство Патриарха Антиохийского Макария, который задержался тут по причине эпидемии чумы. Патриарший архидиакон и его секретарь Павел Алеппский оставил замечательное описание Коломны Вот описание храма Николы Гостиного,: «Первая церковь — благолепная, с куполами; крыша её крестообразная, ибо её стены имеют с каждой стороны вид трёх арок из коих средняя выше остальных двух; церковь эта во имя св. Николая. В смежности с нею колокольня высокая, изящная, с арками и четырёхугольным продолговатым куполом с крестом наверху, по обыкновению. На четырёх её углах для украшения сделаны резные колонны наподобие фонарей, очень изящной работы».


Патриарх Антиохийский Макарий, служивший в храме Николы Гостиного в 1655 году. Рисунок из Царского Титулярника 1672 года.

Крайне интересно свидетельство о праздновании престольного праздника в храме Николы Гостиного. Выше мы уже говорили, что в церкви последовательно в течение трёх дней служили епископ, архимандрит и игумен одного из монастырей. Поскольку коломенского епископа в 1655 году не было (владыка Александр вступил в конфликт с Патриархом всея Руси Никоном, был извержен из сана и сослан в дальний монастырь), первый день по традиции пришлось служить Святейшему Патриарху Антиохийскому Макарию. Вполне возможно, что это было первое и пока последнее патриаршее богослужение в храме Николы Гостиного.



Рисунок голландца  Корнелиуса де Брюина. В 1703 году он проезжал через Коломну и «срисовал её с северной стороны». Рисунок был впервые издан в Голландии (городах Амстердаме и Дельфте) в 1714 году в составе написанного де Брюином «Путешествия через Московию в Персию и Индию».

Из упразднённого за ветхостью храма Николы Заразского, «иже под колоколы» в XVII веке в храм  Николы Гостиного была передана одна из главных реликвий - список начала XVI века, списанной с оригинала XIII ыека с чудотворной иконы Николы Заразского. Вплоть до 20-х гг. XX века эта реликвия хранилась в храме Николы Гостиного, но потом была вывезена в столичные музеи. В 2008 году икона была передана в храм.



В 1751 -1752 гг. предпринимается новая перестройка храмового комплекса. В ведомости 1786 года о церквях города Коломны говорится о том, что «придел во имя Пречистыя Богородицы всех скорбящих радость и при них колокольня каменного здания построены в 1751-2 годах». При этом на колокольне укрепили старую резную белокаменную доску о построении храма в 1501 году. В клировой ведомости 1887 года указывается, что спустя год после постройки колокольни на неё был отлит колокол, который сохранялся до закрытия храма в советское время. На колоколе была такая надпись: «1753 ГОДА МАРТА 21 ДНЯ ВЕСУ 53 ПУД 33 Ф[УНТА]. СЕЙ КОЛОКОЛ ВЫЛИТ В КОЛОМНУ ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА». Колокол украшали изображения святителя Николая Чудотворца и Богоматери, символизировавшие два престола храма.


Вид с северо-востока крепостной каменной стены с башнями города Коломны. Рис. Казакова. 1778г.

От от второй половины XVIII века сохранились первые делопроизводственные документы храма Николы Гостиного — метрические книги, регистрировавшие акты гражданского состояния. Известно, например, что в 1778 году в приходе были зарегистрированы рождения в семьях солдат, сержанта, канцеляриста, архиерейского служителя. Умерли сержант, солдатская жена, экономический крестьянин, гусар, дочь сторожа Брусенского монастыря, дочь сержанта, архиерейский служитель. Венчались солдат с солдаткой, крестьянин с дворовой девкой, семинарист с дочерью копииста, солдат с дочерью мещанина.


Вид с севера крепостной каменной стены с башнями города Коломны. Рис. Казакова 1778г.

По данным на 1790 год, приход храма Николы Гостиного состоял из 29 дворов с 76 душами мужского пола и 98 душами женского пола. Всего 174 человека — весьма небольшой по меркам XVIII века приход. По социальному положению прихожане классифицировались так: из духовенства по 10 душ мужского и женского пола (в том числе 7 детей до 7 лет), военные — 13 душ мужского пола и 27 женского (в том числе 1 ребёнок до 7 лет); приказные (канцелярские служители) — 10 душ мужского пола и 12 женского (в том числе 5 детей до 7 лет); разночинцев — 33 души мужского пола и 37 женского (в том числе 11 детей до 7 лет); дворовых — 6 душ мужского пола и 9 женского (в том числе 2 детей до 7 лет); поселян 4 души мужского пола и 3 женского. О внешнем виде храма Николы Гостиного и его плане позволяют судить рисунки выдающегося русского зодчего и рисовальщика Матфея Фёдоровича Казакова. В 1778 году он побывал в Коломне и зарисовал её впечатляющие виды


Ещё одно документальное изображение верхней части храма Николы Гостиного дошло на «Виде Коломны от Бобренева монастыря», который был исполнен в конце 90-х гг. XVIII века военными топографами. Храм просматривается почти на всю высоту, т. к. кремлёвские стены уже значительно разрушились.

Есть и другие изобразительные источники. Так, на виде панорамы города, дошедшей на иконе из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря, мы видим храм конца 20-х гг. XIX века, запёчатлённый местным иконописцем. В 1838 - 1839 гг. был выполнен рисунок, позднее изданным в «Атласе к материалам статистики Российской империи» 1839 года. Это тот же храм, который представлен на фиксационном чертеже 1839 года. Однако перечисленные виды позволяют представить застройку вокруг него.



О том, как выглядел храм Николы Гостиного в первой половине XIX века, даёт представление фиксационный чертеж плана и фасада, датированный 1 июля 1839 года. Древний облик церкви XVI века совсем скрыт под переделками XVII - XVIII вв. Изящное трёхлопастное завершение фасадов скрыто круглой крышей - «колпаком» (такова была мода конца XVIII — начала XIX вв.). Барабан почти целиком утонул в этом «колпаке», его верхняя часть превратилась в основание для маленького тонкого барабана, на котором на зауженной «ножке» возвышалась небольшая шаровидная главка. Фасады абсолютно плоские, ничем не декорированные. Довольно унылое впечатление несколько разбивается гранёной апсидой и ложным карнизом между первым и вторым этажами основного четверика. Двухэтажная колокольня также перекрывалась кровлей-«колпаком» с почти таким же завершением, как и на храме.



Фасад церкви Николы Гостиного накануне перестройки XIX века. 1839г

Можно представить себе и внутренний облик храма. В него входили через открытую аркаду колокольни, вход на которую шёл внутри стены с улицы (дверь находилась слева от стоящего лицом ко входу). Войдя в церковь, попадали в трапезную, отапливавшуюся большой изразцовой печью. Через трапезную можно было попасть в древний холодный четверик, в котором находился главный престол. Почти до его середины выдвигалась солея с амвоном. Иконостас был устроен так, как было принято в эпоху барокко — с выдвигающимися уступом царскими вратами. Вплоть до 50-х гг. XIX века в храме сохранялся древний кирпичный престол XVI века. К югу от главной оси храма (в сторону современной ул. Лазарева) находился теплый придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Туда помещалось даже больше прихожан, чем в главный объём. Однако, уже в клировых ведомостях за 1840 год указывалось, что придельная церковь «приходит в ветхость», а главная каменная с колокольней — «крепка».


Продольный и поперечный разрез храма.Проект перестройки 1842 г.

По сведениям 1843 года храм имел каменное здание с колокольней с шестью колоколами:1-й, весом 257 п. 35 ф., на коем изображения Нерукотворного Спаса, Божией Матери Радости Скорбящих, Святителя и Чудотворца Николая и надпись: «Вылит сей колокол ко храму Святителя и Чудотворца Николая, что в крепости города Коломны, в царствование Государя Императора Александра II Николаевича, в управление паствою Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского, по благословению Преосвященного Игнатия, Епископа Можайского, при священнике Николае Феодоровиче Розове, старанием церковного старосты Александра Матвеевича Васильева, усердием прихожан и добровольных дателей 1874 года генваря 15 дня лит в заводе Н. Д. Финляндского в Москве, лил мастер Ксенофонт Веревкин».



Храм был  окончательной перестроен в 1848 году в  псевдорусском стиле с элементами классицизма. Четверик храма стал пятиглавым с массивным главным барабаном и четырьмя малыми по углам. Северный и южный фасады на втором ярусе  были украшены вновь прорубленными тремя сопряжёнными оконными проёмами (вместо ранее существовавшего одного) с полукруглыми завершениями. Совершенно изменилась трактовка колокольни. Вместо трёхъярусной колокольня стала двухъярусной, не теряя, однако, в высоте. Колокольня стала ярким примером псевдорусского (или, по-другому, ложнорусского) стиля, обращавшегося к образцам архитектуры Древней Руси. Квадратный в плане первый ярус с входом  украшен в верхней части аркатурным поясом, характерным для владимиро-суздальского зодчества XII — XIII вв. Над ним возвышался нарядный восьмигранный второй ярус, увенчанный шатром, основание которого украшали трёхлопастные кокошники. Храм окружила ограда на каменном основании с кирпичными столбами, за которой расположился ухоженный сквер.



В 1887 году была составлена очередная метрика храма — подробное описание архитектуры храма и его редкостей. Помимо перечисленных выше реликвий (главной из которых был список с чудотворной иконы Николы Заразского XVI века), в ней упоминается о резном по дереву изображении Страждущего Спасителя в полтора аршина высотой и синодике XIX века.


Чудотворная икона Николая Угодника, вырезанная на дереве. Она осталась единственной из всей утвари и убранства храма и часовни деревни Забелино Рязанской области и теперь обретается в храме Николы Гостиного. Это особенно отрадно, так как в Коломне до революции 1917 года было немало именно резных икон, а теперь их совсем почти нет.

В 1914 году церковным старостой был крестьянин, 65 -летний Илья Петрович Волков. Церкви принадлежал одноэтажный деревянный дом. В приходе числилось 33 двора, в которых жили 262 человека.






В 1929 году президиум Коломенского городского совета народных депутатов обсуждал вопрос о ликвидации двух городских церквей. Суть решения можно передать сухими строками протокола:«Слушали: о ликвидации церкви Николы Гостиного и Воскресенской с целью использования их зданий для культурных целей. Постановили: возбудить мотивированное ходатайство перед президиумом Моск. гор. Исполкома о ликвидации церкви Николы Гостиного и Воскресенской для использования церкви Николы Гостиного под городскую библиотеку-читальню, а Воскресенской для физико-математического кабинета городских школ».



Городские власти, конечно же, лукавили. Библиотека в Коломне уже была — это поныне существующая библиотека имени И.И. Лажечникова. Но тогда нужен был лишь предлог. Вскоре после закрытия церковное здание лишилось своего привычного облика. Пятиглавие было сломано, а второй ярус колокольни с колоколами и шатром ликвидированы.



Древний храм 1501 года перекрыли уродливым «колпаком». По воспоминаниям старожилов в 30-е гг. XX века в храме Николы Гостиного разместили пересыльный пункт для заключённых и репрессированных. Через этот храм многие крестьяне, горожане, чиновники, священники и монахи должны были попасть в клокочущую пасть ненасытного ГУЛАГа.



В 50—60-х гг. XX века в храме Николы Гостиного разместили механическую фабрику. Тогда же началось научное изучение здания специалистами-архитекторами. Затем церковь приспособили под детскую спортивную школу «Спартак». Здание было изнутри перегорожено на различные помещения. С юга к древнему четверику была пристроена кирпичная сауна с бассейном. В древнейшем алтаре, освящённом в честь святителя Николая Чудотворца, устроили топочную.


Спортивный зал в помещении храма 2002г.

10 ноября 2000 года, в день памяти святой Параскевы Пятницы, указом правящего архиерея Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем церкви Николы Гостиного г.Коломны был назначен священник Сергий Рогожин. До этого назначения, после окончания духовного училища и семинарии в Коломне, он служил в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. Однако до августа 2002 года каждый четверг и в дни престольных праздников, невзирая на погоду, молебны святителю Николаю совершались лишь у церковных стен, на улице, так как в здании продолжала функционировать спортивная школа.



1 августа 2002 г., в день обретения мощей святого преп. Серафима Саровского, храм был официально передан общине и настоятелю о. Сергию Рогожину. С 3 августа стараниями общины начались разборка внутренних стен спортшколы, вывоз мусора и восстановление придела «Всех скорбящих Радость». В дальнейшем на пожертвования прихожан топочную из алтаря с главным Никольским престолом перевели в подвал, сделали отопление, починили протекающую крышу, провели освещение, восстановили ковку на окнах и навесы над западным и южным входами.


Начало восстановительных работ 2002г

В 2005 году к северу от храма была возведена деревянная каркасная звонница, на которой вывесили семь колоколов, приобретённых на пожертвования прихожан. По старому обычаю, на Пасху теперь по-прежнему здесь звонят все желающие, с особенным удовольствием это делают дети.



С 1 июня 2006 года администрация городского округа Коломна передала в аренду близлежащее (расположенное у алтаря) здание по адресу ул. Лазарева, 18 для воскресной школы. Ранее там находилась гранитная мастерская для изготовления надгробных памятников. Членами общины на пожертвования прихожан было сделано отопление, освещение, заменены балки на крыше, проведён внутренний ремонт помещений. Теперь здесь занимаются дети в возрасте от 4 до 16 лет.



С момента своего второго рождения храм стал наполняться, как и в древние времена, своими новыми реликвиями. Среди них – две уцелевшие части иконы «Страшный суд», обнаруженной в одном из старых домов в Коломенском кремле и переданной в церковь Николы гостиного. Возможно, когда-нибудь будет найдена и отсутствующая центральная часть иконы.



Фрагменты иконы.






hhttp://www.arh-kolomna.ru/
http://www.zagraevsky.com/arch_russia_kolomna.htm
А.Б. Мазуров «Храм Николы Гостиного в Коломне» Издательский дом «Лига» Коломна 2009
Протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011
«Коломна и Коломенская земля История и культура» Составители А. Г. Мельник, С.В. Сазонов Издательский дом «Лига» Коломна, 2009


Предыдущие прогулки по кремлю:
Прогулка 1 улица Лазарева http://vittasim.livejournal.com/99555.html
Прогулка 2 улица Лазарева (продолжение) http://vittasim.livejournal.com/99830.html
Прогулка 3 сквер Блюдечко, ул. Дмитрия Донского http://vittasim.livejournal.com/99949.html
Прогулка 4 улица Исаева http://vittasim.livejournal.com/100260.html
Прогулка 5 улица Лажечникова http://vittasim.livejournal.com/100718.html
Прогулка 6 улица Казакова http://vittasim.livejournal.com/100972.html
Прогулка 7 Брусенский монастырь http://vittasim.livejournal.com/101882.html
Прогулка 8. Брусенский монастырь Храм Успения Пресвятой Богородицы http://vittasim.livejournal.com/102786.html
Прогулка 9. Храмы Соборной площади Коломны. Успенский собор http://vittasim.livejournal.com/103649.html
Прогулка 10. Храмы Соборной площади Коломны. . Успенская шатровая звонница http://vittasim.livejournal.com/105053.html
Прогулка11. Храмы Соборной площади Коломны. Церковь иконы Божией Матери Тихвинская http://vittasim.livejournal.com/105969.html
Прогулка12 Улица Кремлевская http://vittasim.livejournal.com/106199.html
Прогулка13 Церковь Воскресения Словущего http://vittasim.livejournal.com/107476.html
Tags: Коломенский Кремль, Коломна, Подмосковье, архитектура, история, старые фотографии, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments