vittasim (vittasim) wrote,
vittasim
vittasim

Categories:

Коломенский кремль. Прогулка 15 Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, самый молодой из кремлёвских монастырей, расположен в центре древнего кремля Коломны. Многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577-1578 г.г. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.





Схема кремля и 15я прогулка (включая все предыдущие)


План Ново-Голутвина монастыря
1. Церковь Троицы Живоначальной (в подклете - церковь св. блж. Ксении Петербургской)
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
3. Колокольня
4. Часовня св.Равноапостольного кн. Владимира и св. вмц. Анастасии Узорешительницы
5. Часовня св. блж. Ксении Петербургской и св. прав. блж. Матроны Московской
Другие постройки монастыря:
6. Святые врата
7. Келейный(бывший архиерейский)корпус (XVII в.)
8. Служебное помещение
9. Служебное помещение
10. Служебное помещение
11. Семинарский корпус (XVII в.)
12. Настоятельский корпус
13. Стены и башни ограды (XVIII в.)

Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь. В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке. «Архиерейский дом очень велик и обнесен кругом деревянной стеной. Епископ проходит к кельям от южной двери церкви по высокой лестнице и длинной деревянной галерее, находящейся на большой высоте от земли; бывало, когда мы проходили по ней, пред нами открывался вид на поля и деревни на далекое расстояние, ибо галерея совсем открыта. Кельи или, вернее, дворец епископа, выстроены из превосходного камня и дерева и также висячие (как и церкви); из них одни — для зимы, другие — для лета. Летние кельи имеют галереи, выходящие в сад, в коем растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу …»



«Зимние покои состоят из многих помещений, из которых одни ведут в другие. Они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей... Все окна имеют передвижные ставни, плотно пригнанные; днем их открывают и вставляют в окна рамы с каменными стеклами здешней страны; (Наверно, эти слюдяные рамы)на ночь же эти рамы снимают и ставят на место их в окна ставни, обитые войлоком, дабы сквозь них не мог проникнуть холодный воздух. В каждой келье есть печь из кирпича для разведения огня, с железными дверцами; эти печи топят в зимнее время для нагревания комнат. Также в каждой келье есть иконостас с образами и не только внутри, но и снаружи над дверью, даже над дверью лестницы…»



«Здание приказа епископа сводчатое, вновь выстроенное из камня; здесь и казнохранилище его. Это епископство владеет угодьями — деревнями со многими крестьянами. В епископском доме есть большая тюрьма с железными цепями и тяжелыми колодками для преступников. Если кто из крестьян епископа провинится: украдет или убьет, то его приводят сюда, сажают в тюрьму и наказывают…смертью или ударами, смотря по вине. Воевода не имеет власти над ними… Епископству принадлежат триста стрельцов…Когда епископ едет куда-нибудь, они сопровождают его всюду, куда бы он ни отправлялся…»



Архиерейский (с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского) и семинарский корпуса построены в начале 1680-х годов при архиепископе Никите Тотемском.


Архиерейский корпус


Семинарский корпус

В описании архиерейского двора 1701 г. о них сказано: «На правой руке от... святых ворот на западной стране новые неотделанные палаты о двух жильях мерою извне длиною на сорокех на осми саженях без аршина а тех палат извне по концам поперечнику по семи сажен». В 1734 г. архитектором Иваном Мичуриным были составлены описания и сметы на починку всех зданий архиерейского двора, пострадавших от большого пожара. По этому описанию в «верхнем апартаменте» располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В «нижнем апартаменте» было 14 палат, в том числе одна «приспешная», да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня.



Уже в наше время восстановлен древний облик и интерьеры архиерейских палат. В северном конце корпуса в нижнем этаже располагались две одностолпные палаты. Вторую с севера, «крестовую», палату второго этажа занимала домовая Благовещенская церковь. В церкви был резной деревянный иконостас (сгорел) и изразцовая печь. К соседнему с церковью помещению сеней с востока подводило крытое сводами парадное крыльцо с тремя площадками и лестницами. Второй этаж корпуса соединялся крытой деревянной галереей на каменных столбах с Троицкой церковью.



Ремонт в палатах был проведен в 1742 г. Более серьезной перестройке они подверглись после пожара 1777 г. Переделка фасадов и интерьеров велась под руководством архитектора графа Шереметева, Алексея Миронова. Древнерусские формы здания уступили место классическим. После устройства в зданиях архиерейского двора Ново-Голутвинского монастыря корпус был занят кельями братии и архимандрита. В 1816 г. часть помещений первого этажа была предоставлена бурсе (общежитие для учащихся при семинарии). Благовещенская церковь была упразднена.



Небольшой двухэтажный дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная, после упразднения в 1770-х гг. церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Слева: здание бывшей Покровской церкви; в центре: колокольня монастыря (за ней: Покровская ц.) 1995 г.

В 1705 г. была построена Троицкая церковь, выполненная в стиле московского барокко.



В 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения духовной семинарии, окончательно сконструированной епископом Киприаном в 1739 году на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в московскую семинарию, причем они были обязаны по окончании ими московского курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев коломенской семинарии - Филарет Дроздов, митрополит Московского, и публицист 70-х гг. Н. Гиляров-Платонов.



Размещалась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома, в каменном двухэтажном корпусе с подвалами, выстроенном в 1680-х гг. при архиепископе Никите и перестроенном в XIX в. Бывший семинарский корпус сохранился - сейчас это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря.



При епископе Коломенском Савве (Шпаковском, ум. 1749) обучение в семинарии стали вести специально для этого выписанные преподаватели из киевских училищ. До конца XVIII в. духовные школы были в России основой образования - не только духовного, но и светского. В начальных классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в старших - богословские. Языки семинаристы изучали постоянно, во всех классах. Преподавание многих дисциплин велось на латинском языке. Это усложняло обучение, но давало классическое образование и доступ к мировой литературе.



Полный курс обучения в семинариях состоял из восьми классов. Число лет, иногда весьма немалое, за которое ученик одолевал весь курс, зависело от его способностей и прилежания. Низшие классы («инфима» и «фара»), обычно назывались информаториями. Далее шли грамматический (в нем обучались 2 года), пиитический и синтаксический («синтаксима»), в этих классах обычно учились по году в каждом. В классах философии и риторики учились по 2 года.



Высший класс - богословский. Нормой для этого класса было 4 года обучения. По своему внутреннему распорядку, строгой дисциплине и системе общежития первые семинарии в XVIII в. во многом напоминали монастыри. Ректор, префект (его заместитель), а также надзиратели и ученики жили вместе. Воспитанники были изолированы от вольной домашней обстановки, с родными виделись редко.



В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В опустевший архиерейский дом по высочайшему указу императора Павла I «в уважение древности, сколько к сему архиерейскому дому, … также и для приличия самому сему древнему городу…» в 1800 году перевели штат Богоявленского Голутвина мужского монастыря, который находился на окраине Коломны, во главе с настоятелем архимандритом Варлаамом. Указом предписывалось также «в ведомство его отдать все находящиеся при том доме церкви и строения».



Митрополит Московский Платон (Левшин) опасаясь, чтобы опустевший архиерейский дом не постигла участь упразднённого в 1788 году первоклассного Симонова монастыря, в чьих зданиях разместили казармы, поспешил выполнить указ. Новому штатному мужскому монастырю присвоили сразу второй класс, что позволяло настоятелей возводить в высокое духовное звание архимандрита и содержать до 17 монахов. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская. . В память о корнях – Богоявленском Голутвине монастыре – и по главному храму обитель стала именоваться Троицким Ново-Голутвиным монастырём. В архивных документах встречается и другое название: Коломенский мужской монастырь.



Жизнь насельников, в сохранённом благодаря митрополиту Платону монастыре, не была лёгкой. Здания находились далеко не в идеальном состоянии, да и соседей оказалось много. Все здания нуждались в серьезных ремонтных работах, но из-за недостатка средств их проводили только в случае необходимости. Так, для улучшения условий обучения и проживания учащихся духовного училища в 1800 году на семинарском корпусе пришлось «противу двух сеней зделать два крыльца обшивныя и крытыя с лесницами хорошими и прочными и в оных крыльцах зделать по чулану и нужнику в пристойных видах чистою работою», перекрыть крышу тёсом в два слоя, подремонтировать двери, установить в трёх комнатах перегородки. Стоимость работ по договору, заключённому с купцом 3 гильдии Фёдором Васильевичем Шкариным, составила 200 рублей.



Опасения митрополита подтвердились менее чем через три года, когда 12 сентября 1803 года он получил письмо от графа А.А. Аракчеева. Граф сообщал, что коломенский архиерейский дом удобен, «для того, чтобы поместить в нём два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями». Митрополит Платон смог аргументировано отказать в передаче зданий, заключив письмо словами: «Я собственной своей выгоды никакой в том не нахожу, а яко недостойный пастырь того града, ревную об общем благе церкви и о чести града того». Получив отказ, граф Аракчеев не стал настаивать, о чём 14 октября 1803 уведомил владыку.


М.Г.Абакумов



В 1823 г. на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня.






В 1825 году архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне.



В 1871 года обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». В монастырской кассе нашлось около 15 рублей серебром. Причина запустения монастыря была в его штатном устройстве (штатные монастыри получали денежное содержание из государственной казны), из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны». Подобные «монастыри критиковались за то, что в них жизнь построена на корысти и свободе в отношении обязанностей», когда «обычаи заменяют уставы, установленные церковью и святыми отцами».



. 26 ноября 1871 года, в торжественной обстановке епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) открыл в Ново-Голутвине монастыре общежитие (Общежительные монастыри существовали за счёт пожертвований и доходов от трудов монахов). При финансовой поддержке Гурия и Екатерины Ротиных облик монастыря преобразился.-http://vittasim.livejournal.com/58488.html Меценаты Ротины помогали монастырю не только деньгами, но и пожертвовали в 1876 году двухэтажный дом с земельным участком в 526 саженей, приносивший годовой доход до 3 тысяч рублей.



На 1915-1916 год монастырский капитал составлял 61670 рублей.



Налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года. Имущество монастыря, в том числе находившуюся в собственности 181 десятину земли, национализировали. С начала 1919 года часть помещений заняло управление уездной и городской милиции. В какой-то степени это спасло монастырь от худшей судьбы, так как 16 июня 1919 года на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома выносят вопрос о создании в Ново-Голутвине монастыре концентрационного лагеря, но этому замыслу помешал временно размещённый в монастыре госпиталь. Кельи стало обживать население.



Вскоре после закрытия монастыря возник вопрос о сохранности монастырского архива, где, по предположению специалистов, могли находиться документы со дня основания обители. Архивные дела находились в башне ограды, но помещения оказались вскрыты, а папки с делами разбросаны. Что стало с ценными документами в дальнейшем, неизвестно.



Весной 1922 годаризница Ново-Голутвина монастыря была включена в «Список монастырей, соборов и церквей, хранящих исключительные историко-художественные ценности, подлежащих ведению Главмузея Н.К.П.», но все же изъятия были проведены. По мнению членов комиссии «лишними» в храме оказались серебряные 4 кадила, трехсвечник, помазок и елейница, сосуд с прибором, 8 лампадок, дарохранительница, крест и ризы общим весом 2 пуда 10 фунтов 24 золотника. С митры был снят жемчуг, «количество и вес коего не определён ни весом ни счётом. Изъятие не смогло приостановить службу в Троицком храме.


Фотография Уильяма Брумфилда. 1992 Слева: колокольня монастыря; поодаль в центре: Троицкая ц; на заднем плане в центре: ц. Иоанна Богослова; справа: кельи. (Вид с колокольни Успенского собора) 1992

В разработанной специалистами треста «Мособлстройреставрация» в 1971 году программе немаловажная роль отводилась Ново-Голутвину монастырю. Бывший архиерейский корпус и здание консистории предполагалось использовать под гостиничные номера для будущих туристов, а в семинарском корпусе поместить красный уголок и администрацию комплекса. Подклет Троицкого, как вариант Покровского храма отводился под ресторан. Верх реставрированной церкви Троицы планировался под музей. При благоустройстве территории предполагалось разбить плодовый сад, примерно такой, как он был в XYIII веке. Первоочередным объектом реставрации мог стать архиерейский корпус.


Покровский храм - вид с Соборной площади. 1989 г

К 1982 году был выселен архиерейский корпус, и сразу к обмерным и исследовательским работам приступили архитекторы К.В. Ломакин и В.А. Мозжеров. Для этого пришлось освободить помещения от поздних перегородок, полов, сбить штукатурку, удалить засыпку пазух сводов. При производстве работ в строительном мусоре удалось обнаружить многочисленные фрагменты изразцов XYII–XIX веков. После склейки и зарисовки реставраторы передали их в Коломенский краеведческий музей.


Фотография Уильяма Брумфилда 1992

С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря. Отстроили храм и «архиерейский» корпус, по площади равный жилому, где живут сегодня сто монахинь, инокинь и послушниц. Монастырский парк насчитывает четыре легковых автомобиля, джип, два автобуса, несколько грузовиков, два трактора. Плюс верблюд. Синайку малышом привезли из Египта и подарили космонавты.



В монастыре есть керамическая мастерская, медицинский центр (прием ведут инокини монастыря - специалисты по терапии, невропатологии, гомеопатии), иконописная мастерская, вышивальная мастерская. Работают: воскресная школа, клуб любителей животных, общество садоводов. Кроме газет: "Камешки", "Агрономический вестник", «Медицинский вестник», "Педагогический вестник", выпущено более 60 наименований книг различной тематики. В питомнике выращивают среднеазиатских овчарок (30 собак имеет титул "Чемпион России") и вятскую породу лошадей, занесенную в Красную книгу.









Концертные выступления хора в рамках Саксоно-Богемского фестиваля в Германии в июне 2000 г. по приглашению Российского международного центра культурного и научного сотрудничества, в гг.Берлине, Дрездене, Вроцлаве, познакомило зарубежных слушателей с красотой богослужебного пения Русской Православной Церкви.



Активно проводится реставрация зданий монастыря. Сестры освоили много строительных специальностей: плотницкое, столярное дело, отделочные работы, могут выкладывать плитку, работать на сварочном аппарате и многое другое.



На монастырском подворье и на территории монастыря растут яблоневые, абрикосовые, грушевые, ягодные сады. Грушевый сад был заложен Святейшим Патриархом Алексием II, в день празднования десятилетия монастыря. Коллекционные сорта груш этого сада выращены из косточек и привиты в садовом питомнике монастыря.






Исполняя устав древних монастырей, сестры питаются от трудов рук своих, развивая сельское хозяйство на монастырском подворье близ деревни Карасево Коломенского района, переданном монастырю в 1990 г. Земледелие и животноводство - постоянная забота сестер. Для того чтобы правильно вести хозяйство, несколько насельниц получили образование в аграрном колледже и продолжают обучение в Тимирязевской академии сельского хозяйства.В монастырских садах собрана уникальная коллекция фруктовых деревьев и садовых культур: яблонь, груш, абрикосов, вишни, алычи, винограда, облепихи, крыжовника и др. Выращивая эти прекрасные сады, сестры не только обеспечивают нужды монастыря, но дают возможность всем желающим возродить «сады России» воспользоваться саженцами монастырского питомника.




Протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011
«Коломна и Коломенская земля История и культура» Составители А. Г. Мельник, С.В. Сазонов Издательский дом «Лига» Коломна, 2009
http://novogolutvin.ru/chronicle/start/
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Makarij_2/text61.phtml?id=8161
http://fotki.yandex.ru/users/m-1-12/view/416805/?page=0
http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/25n/n25n-s24.shtml
http://sobory.ru/article/?object=01134
http://novogolutvin.ru/chronicle/his/history.html?xsl:print=1


Предыдущие прогулки по кремлю:
Прогулка 1 улица Лазарева http://vittasim.livejournal.com/99555.html
Прогулка 2 улица Лазарева (продолжение)http://vittasim.livejournal.com/99830.html
Прогулка 3 сквер Блюдечко, ул. Дмитрия Донского http://vittasim.livejournal.com/99949.html
Прогулка 4 улица Исаева http://vittasim.livejournal.com/100260.html
Прогулка 5 улица Лажечникова http://vittasim.livejournal.com/100718.html
Прогулка 6 улица Казакова http://vittasim.livejournal.com/100972.html
Прогулка 7 Брусенский монастырь http://vittasim.livejournal.com/101882.html
Прогулка 8. Брусенский монастырь Храм Успения Пресвятой Богородицы http://vittasim.livejournal.com/102786.html
Прогулка 9. Храмы Соборной площади Коломны. Успенский собор http://vittasim.livejournal.com/103649.html
Прогулка 10. Храмы Соборной площади Коломны. . Успенская шатровая звонница http://vittasim.livejournal.com/105053.html
Прогулка11. Храмы Соборной площади Коломны. Церковь иконы Божией Матери Тихвинская http://vittasim.livejournal.com/105969.html
Прогулка12 Улица Кремлевская http://vittasim.livejournal.com/106199.html
Прогулка13 Церковь Воскресения Словущего http://vittasim.livejournal.com/107476.html
 Прогулка 14 Церковь Николы Гостиного http://vittasim.livejournal.com/110473.html
Tags: Коломенский Кремль, Коломна, Подмосковье, архитектура, монастыри, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments