?

Log in

No account? Create an account

«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть VI

«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть I http://vittasim.livejournal.com/199116.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть II http://vittasim.livejournal.com/199735.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть III http://vittasim.livejournal.com/201132.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть IV http://vittasim.livejournal.com/202071.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть V http://vittasim.livejournal.com/203151.html

Продожаем осматривать выставку «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века». Зал 20 посвящен истокам будущего гения, его формированию: учителям, первым шагам в искусстве, увенчавшимся созданием двух ранних серий офортов. Одна из них, «Темницы…», со временем приобрела славу одного из главных шедевров мирового искусства всех времен.

DSCN7918.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Античный Капитолий». Офорт, резец, сухая игла. ГМИИ им. А.С Пушкина

Пиранези создает фантастическую реконструкцию территории Римского Форума, прилегающую к Капитолийскому холму. Изображение сопровождается подробными комментариями.: «Античный Капитолий, к которому вело около ста ступеней. Посреди этих ста ступеней находится площадь, на которой стоят ростральные Колонны, миллиарии, трофеи и другие украшения. Здесь же находится Храм, построенный Октавианом Августом во время Кантабрийской войны по обету, данному Юпитеру Громовержцу…»

DSCN7920.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Мрачная темница». Офорт, резец, сухая игла. ГМИИ им. А.С Пушкина

Этот лист – первое обращение художника к теме темниц, которая получит развитие в его знаменитой серии офортов «Воображаемые темницы…» При создании гравюры художник вдохновлялся театральными проектами семейства Бибиены, Джузеппе и Доменико Велериано, Филиппо Юварры.

DSCN7922.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Античный Храм». Офорт, резец, сухая игла. ГМИИ им. А.С Пушкина

DSCN7924.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Руины древних зданий». Офорт, резец, сухая игла. ГМИИ им. А.С Пушкина

В пояснении к гравюре автор пишет: «Руины древних зданий, среди которых была погребальная урна Марка Агриппы, сделанная из одного куска порфира, которая теперь используется для гробницы Климента XII. Также видна часть обелиска с египетскими письменами и вдалеке вестибюль разрушенного античного храма». В XVIII веке античный порфированый ошибочно считается погребальной урной марка Агриппы, военачальника императора Октавиана Августа. В 1740 году саркофаг украсил гробницу папы Климента XII в соборе Сан Джованни ин Латерано. Изображение этого античного памятника еще раз встречается у Пиранези в серии «Марсово Поле древнего Рима» (1762)г.На гравюре появляются и античные мотивы (сфинкс, плита с иероглифами), получившие дальнейшее развитие в творчесте Пиранези.

DSCN7928 1.jpg
Джузеппе Валериани «Двор тюрьмы» 1740г Бумага, кисть, перо, бистр, тушь. ГМИИ им. А.С Пушкина

Судя по решеткам на окнах, изображена тюрьма. Особенно удался художественный эффект игры света и тени, которые подчеркивают драматический элемент в изображении низкого арочного прохода во внутренний двор в тени справа, рядом с двойным пролетом лестницы. Мотив обрамления сцены аркой часто присутствовал в театральных работах Валериани и в рисунках молодого Пиранези.

DSCN7928.JPG
Джузеппе Валериани «Мотив архитектурного убранства в барочном стиле» 1740г Бумага, перо, коричневая тушь. ГМИИ им. А.С Пушкина

DSCN7929 1.jpg
Джузеппе Валериани «Дворцовый интерьер» около 1745г Бумага, перо, кисть, бистр. ГМИИ им. А.С Пушкина.

Набросок, скорее всего, создан для постановки оперы «Сцепион», состоявшейся 25 августа 1745 г в новом придворном театре Санкт-Петербурга по случаю бракосочетания наследника престола, будущего императора Петра III. Валериани, видимо, предполагал издать альбом своих проектов декораций в гравюрах, так как не только на этом рисунке встречается подпись «la Intagliare» (ит. Предназначенный для гравирования). Графическая манера рисунка близка молодому Пиранези. Бесусловно, он своим мастерством и потрясающими навыками владения перспективой обязан братьям Валериани, недаром современники писали, что их сила заключена в перспективной живописи, особенно в изображении зданий. У Джузеппе, бывшем отличным рисовальщиком, Пиранези мог перенять стремительность линий и драматический эффект использования черной туши, которые встречаются в быстрых зарисовках Джузеппе Валериани из коллекции ГМИИ.

DSCN7929 2.jpg
Джузеппе Валериани «Интерьер зала дворца» около 1745г Бумага, перо, коричневая тушь. ГМИИ им. А.С Пушкина

DSCN7929.JPG
Джузеппе Валериани «Архитектурный мотив. Портик здания с конной статуей» около 1746г Бумага, перо, коричневая тушь. ГМИИ им. А.С Пушкина

DSCN7933 1.JPG
Джузеппе Валериани «Интерьер зала дворца» около 1745г Бумага, перо, коричневая тушь. ГМИИ им. А.С Пушкина

DSCN7963.JPG
Джузеппе Галли Бибиена «Эскиз архитектурной декорации с лестницей на первом плане» Бумага, перо, кисть, размывка желтовато- коричневым тоном. ГМИИ им. А.С Пушкина

В графическом наследии Джеппе Галли Бибиены, к которому московский рисунок предположительно отнесся на основании стиля, архитектурные и театральные фантазии представлены очень широко. Вместе с тем проблема идентификации рисунков членов семьи Бибиена сложна по причине унифицированных приемов и методов работы. Одним из наиболее убедительных оснований для атрибуции листа именно Джузеппе является ярко выраженное сходство его композиционного построения, а также характерная иконография деталей и декора с гравюр по рисункам Бибиены из альбома: «Architetture, e prospettive…»

DSCN7965.JPG
Анжело Микеле Колонна «Тюремный двор (двор готического дворца» середина XVIII Бумага, перо, коричневые чернила. ГМИИ им. А.С Пушкина

Перспектива организована вокруг двух пересекающихся диагоналей. На первом плане видны две боковые кулисы – одна на свету, другая в тени – и ажурный рисованный холст, рядом с просцениумом, а также расписной задник – все создает ощущение вертикального пространства небольшой глубины, как и было принято в иконографии тюрем.

DSCN7966.JPG
Франческо Галли Бибиена Мастерская «Колоннада» середин XVIII Бумага, следы карандаша, перо, коричневые чернила, серая акварель. Фонд Джорджо Чени Венеция

Изображена галерея, ограниченная рядами колонн, соединенных четырехугольными пилястрами с боковыми стенами с арками: перспектива с одним центральным фокусом. Ритм пространству задают падающие справа лучи света: они очерчивают пространственные интервалы, а яркий свет заполняет двойную апсиду, которая закрывает перспективу.

Сюита «Темницы…» (ее полное название – «Воображаемые темницы Дж. Баттиста Пиранези, вене[цианского] архит[ектора]») были выполнены в технике офорта и изданы римским торговцем, выходцем из Франции Жаном Бушаром. Первое издание серии, состоявшее из 14 листов, восходит к 1749 году. Уже в этом раннем варианте Пиранези создает абсолютно новую концепцию пространства, безмерного и безграничного. Новая жизнь произведения началась в 1761 году, когда серия подверглась кардинальной переработке: доски были полностью перегравированы, стали более темными, добавилось два новых листа: «Пытка дыбой» и «Барельеф со львами», а их содержание стало еще более таинственным, трагическим и сложным для восприятия.

DSCN7936.JPG
Джованни Баттиста Пиранези Титульный лист к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7937.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Пытка дыбой» листII к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7940.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Круглая башня» листIII к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7942.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Большая площадь» листIV к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7944.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Барельеф со львами» листV к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7946.JPG

DSCN7948.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Разводной мост» листVII к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7950.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Узники на выступающей платформе» листX к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7951.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Арка с орнаментом в виде раковины» листXI к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7953.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Колодец» листXIII к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7954.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Готическая арка» листXIV к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7956.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Столб с фонарем» листXV к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7957.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Колонны с цепями» листXVI к сюите «Воображаемые темницы…» 1761

DSCN7959.JPG

DSCN7961.JPG
Джованни Баттиста Пиранези «Лестница с трофеями» листVIII к сюите «Воображаемые темницы…» 1761


DSCN7970.JPG

Джованни Баттиста Пиранези Листы из серии « Первая часть архитектуры и перстпективы, сочиненная и награвированная Джованни Баттиста Пиранези, венецивнским архитектором и посвященные синьору Никола Джобби».
http://archi.ru/russia/70580/piranezi-v-kontekste

Comments

Полёт фантазии требовал выхода. Так в школе, на неинтересном уроке, рисуешь рыцарей, или гоночные машины, или платья.
Рыцарь - это круто. а я, бездарная, рисовала кубы, которые переходили в параллелепипеды, потом опять в кубы и так до бесконечности, пока хватало листа)

September 2019

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com