vittasim (vittasim) wrote,
vittasim
vittasim

Category:

Церковь Темпл в Лондоне. Часть I (Мир глазами дочери).

История главной церкви ордена тамплиеров в Лондоне насчитывает более восьми веков.



Орден тамплиеров, как организация, являющаяся носителем рыцарского кодекса и защитницей христианской морали, одновременно вызывает повышенный интерес у ученых, писателей, политиков. И сейчас орден Храма не является изученным до конца объектом исторической науки. С точки зрения военной истории тамплиеров можно именовать профессиональными воинами-защитниками христианского мира от мусульманской экспансии, ударной мощью вооруженных сил Святой земли. С точки зрения экономической истории орден можно назвать весомым фактором для прогрессивного развития западноевропейской средневековой экономики. Тамплиеры были первыми, кто соединил статус монаха, принеся 3 обета, и статус воина - с правом проливать кровь.


Рыцари-тамплиеры

Ещё одно название ордена тамплиеров – «Орден Храма», в честь храма Соломона (Templum Salomonis) в Иерусалиме, на месте которого была основана резиденция ордена тамплиеров. Полное название ордена тамплиеров - «Бедные рыцари Христа и храма Соломона».


Братья ордена храма

Первые исторические сведения об основании ордена тамплиеров дает Гийом Тирский в хронике «История заморских событий» («Historia rerum in partibus transmarinis gestarum»). Так как Гийом Тирский писал об основании ордена тамплиеров спустя 50 лет после самих событий, он допустил ряд ошибок. И так - история основания ордена на основе последних научных исследований: на Пасху 1119 года на паломников, следовавших из Иерусалима к Иордану, было совершено нападение, многие были убиты. Это событие заставило девятерых рыцарей обратиться к королю Иерусалима Балдуину II с просьбой разрешить им взять на себя защиту паломников королевства.


Братья ордена храма

Балдуин решение принял не сразу, он обсудил вопрос создания братства тамплиеров с патриархом, прелатами и баронами на соборе в Наблусе, в январе 1120 г. Согласно Гийому Тирскому, рыцари принесли обеты послушания и целомудрия, отреклись от имущества, а также поклялись охранять и защищать паломников «во искупление своих грехов».


Братья ордена храма

Король предоставил рыцарям и их предводителю, Гуго де Пейну, южную часть своего дворца - мечети Аль Акса, которая располагалась на месте храма Соломона, а каноники храма Гроба Господня выделили для их нужд часть своих обширных владений.



Своё название тамплиеры получили от храма Соломона (Templum Salomonis) на месте которого была их резиденция - «Бедные рыцари Христа и храма Соломона» (Pauperes commilitones Christi Templique Solomonici), а вовсе не от храма Гроба Господнего (Templum Domini), который находился рядом.


Крестоносцы выезжают из ворот замка. Фреска часовни тамплиеров в Крессаке. XII в.

Тамплиеры пользовались колоссальным влиянием, которое во многом базировалось на их экономической мощи. Именно здесь, в церкви Темпл, располагалось что-то вроде депозитария тамплиеров, которым дворяне доверяли свои богатства. В те времена никто не удивлялся, если король вдруг накладывал руку на деньги своего вассала. Но если вассал отдавал деньги на хранение ордену – король уже не мог дотянуться до них. Недаром в январе 1215 года тамплиер Уильям Маршалл взял на себя роль переговорщика между королём и баронами, которые встретились в церкви Темпл. Результатом переговоров стало подписание Великой хартии вольностей, которая и положила начало британской демократии.


Знаменосец ордена Храма (из "Chronica majora" Матвея Парижского)

История главной церкви ордена тамплиеров в Лондоне насчитывает более восьми веков. Круглая часть церкви или Ротонда – построена в XII веке, прямоугольная часть – в XIII веке. "В Лондоне находится самый прекраснейший и совершенный памятник ордену тамплиеров, какой только существует ныне – церковь Темпла. Никто из тех, кто видел это здание в его прежнем одеянии из извести и побелки, не узнает его после реставрации, возвратившей ему его былое величие. Это древнее сооружение почиталось за одно из главных церковных зданий тамплиеров в Европе и по своему статусу немногим уступало иерусалимскому Храму". (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г») Свой современный вид церковь Темпла приобрела в середине XX века.



Практически церковь была восстановлена из руин – в ночь с 10 на 11 мая 1941 года храм был частично разрушен в результате налета немецкой авиации.


Фотография из интернета

Реставрацией руководил архитектор Вальтер Годфри. Переосвящение восстановленной церкви состоялось 7 ноября 1958 года в присутствии королевы. Сегодня храм принадлежит англиканской церкви, в нем регулярно проводятся службы и внешне он выглядит вполне современно.



Церковь Темпл расположена в самом центре Лондона, между Флит-стрит и Темзой, в том самом месте, где располагалась штаб-квартира ордена Храма с середины XII века и вплоть до разгрома ордена. Детальное описание истории и архитектуры церкви Темпл есть в книге Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г» и данный труд будет очень часто здесь цитироваться. Чарльз Гринстрит Аддисон (1 апреля 1812-19 февраля 1866) - английский адвокат и писатель. Его история тамплиеров была издана дважды - в 1842 и в 1852 году,



а в 1843 году им была опубликована историческая работа о Храмовой Церкви, Церкви Темпл.


Титульный лист книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»

“Нынешнему поколению посчастливилось по прошествии двух веков увидеть древнюю церковь Темпла, главную церковную постройку тамплиеров в Британии и самый красивый и совершенный памятник ордена, из сохранившихся поныне, восстановленный в его величественной простоте, таким, каким он был семьсот лет назад; увидеть его снова в том облике, который он имел, когда патриарх Иерусалимский освящал его, когда одетые в кольчуги рыцари ордена Храма Соломона, связанные клятвой бороться за христианскую веру, разворачивали стяг с алым крестом «среди просторных нефов» и клали для освящения свои мечи на алтарь”(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Вступление нового члена в Орден тамплиеров (Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

“Вскоре после Реформации (1603г) протестантские законоведы, руководимые горячим стремлением уничтожить все символы папистской веры, покрыли великолепные росписи на потолке этого древнего здания побелкой; они засыпали старинный мозаичный пол сотнями возов земли и мусора, и поверх них, двумя футами выше старого пола, положили другой, собранный из старых могильных камней. Более того, они изуродовали все великолепные мраморные колонны с помощью штукатурки и краски, скрыли красоту искусно сделанной лепнины арок и тонко вырезанных мраморных украшений под толстым слоем побелки, одев все здание единым строгим белым нарядом, в соответствии с пуританскими идеями тех времен.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Интерьер церкви Храма, Лондон, Англия. “ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”

“Впоследствии, в царствование Карла II, просторное помещение церкви заполнили длинными рядами строгих скамей, которые скрыли основания колонн, а простые, но прекрасные каменные стены здания были обшиты на восемь футов в высоту дубовыми панелями; и таким образом исчезла из вида изящная мраморная умывальница на южной стороне здания, интересные аркатурные ниши над главным алтарем и пресбитерий на восточной стороне. Элегантные готические аркады, отделявшие Ротонду от основной части здания, были перекрыты перегородками из дубовых досок со стеклянными окнами и дверями, а также органной галереей, украшенной коринфскими колоннами и пилястрами и греческими орнаментами и делящей здание на две части. Все это испортило первоначальный вид церкви и страшно исказило архитектурный замысел.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Интерьер церкви Храма, Лондон, Англия. “ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”

“ На восточной стороне церкви тогда же установили огромную запрестольную перегородку в «классическом» стиле, украшенную коринфскими колоннами, греческими карнизами и антаблементами, изображениями херувимов и гроздьями листьев, плодов и цветов, тонко вырезанными и красивыми сами по себе, но тяжеловесными и громоздкими и совершенно не подходящими к готическому стилю здания. Посередине нефа поместили массивную резную кафедру с навесом, сильно испортившую интерьер здания, а стены и все колонны были плотно и бестолково украшены скульптурными изображениями.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


“ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”

“Все эти уродливые и неподобающие дополнения к старинной архитектуре были благодаря хорошему вкусу и энергии старейшин корпорации барристеров Внутреннего и Среднего Темпла недавно сняты; потолок церкви заново расписали; мраморные колонны и мозаичные полы реставрировали, и древнее сооружение обрело прежний вид.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Интерьер церкви Темпл, Лондон, Англия. “ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”

“Исторические события и воспоминания, связанные с церковью Темпл, придают особое очарование старинному зданию. Во времена священного жара крестовых походов короли Англии и папские легаты обыкновенно встречались с вооруженными отрядами тамплиеров в этой их главной церкви в Британии. В XII–XIII вв. некоторые из самых замечательных личностей века были похоронены в Ротонде, и их мраморные изображения в доспехах, расположенные бок о бок на холодном полу, еще вызывают удивление и восхищение посетителей.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

“Торжественные церемонии былых дней, сопровождавшие принятие неофитом обетов ордена Храма, совершались при закрытых дверях в полночь; строгие религиозные ритуалы суровых монахов-воинов; ночные бдения в церкви и слухи об ужасах покаянной кельи – все это создало ореол тайны и романтики, окутавший это священное здание, и вызывало в душах чувство благоговейного трепета и суеверного страха, что породило столь странные и чудовищные рассказы о бесчестии и преступлениях, о магии и колдовстве, которые привели к несправедливой и позорной казни великого магистра и многих сотен рыцарей-тамплиеров и к осуждению и роспуску их гордого и могущественного ордена. “ (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Интерьер Ротонды Церкви Темпла. Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

“ Самая древняя и самая интересная часть церкви Темпла, которую старые авторы называют «Ротондой», была освящена в 1185 г. Ираклием, патриархом Иерусалимским, прибывшим в Англию из Палестины. Старинная надпись, некогда находившаяся на маленькой дверце Ротонды, ведущей на галерею, которая была разбита и уничтожена рабочими во время ремонта храма в 1695 г., гласила следующее: “10 февраля, в лето от воплощения Господня 1185, церковь сия была освящена именем Приснодевы Марии господином нашим Ираклием, Божьей милостью патриархом храма Вознесения, который пожаловал индульгенцию на пятьдесят дней всякому, кто ежегодно будет посещать ее.” Эта надпись была с точностью воспроизведена мистером Г. Холмсом, антикваром, и опубликована Страйпом в 1670 г. Самая ранняя копия, которую я мог найти, содержится в рукописи, посвященной истории Темпла в библиотеке Внутреннего Темпла, созданной предположительно в царствование Карла I Джоном Уайлдом, старейшиной общества, и ридером 1630 г.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)



Старинная надпись в церкви Темпла возле двери, ведущей на галерею. Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

Ротонда представляет собой круглую башню, поддерживаемую шестью группами колонн, и внешнего придела (или галереи), расположенного по окружности башни; снаружи придел и башню объединяет покатая крыша; внутри крестовый свод.


Церковь Темпл, Лондон, Англия. “ Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпла. Лондон 1845г”


Такой видел Ротонду Аддисон Фрагмент фотографии 1862 года.


Ротонда сегодня.




Крест над порталом

“Вторая часть церкви, имеющая в плане форму прямоугольника и построенная с восточной стороны Ротонды, была освящена в день Вознесения 1240 г., как следует из нижеследующего сообщения Матфея Парижского, монаха Сент-Олбанса, видимо, лично присутствовавшего на церемонии: “ В это же время (1240) была освящена прекрасная церковь в Новом Темпле в Лондоне, здание, достойное того, чтобы его увидеть; это совершилось в присутствии короля и множества знатных людей королевства, которые в тот же день, а именно в день Вознесения, после того как официальная церемония освящения закончилась, почтили присутствием великолепнейший пир, приготовленный за счет госпитальеров.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


 Изображение из интернета

“Поскольку Ротонда и прямоугольная часть церкви возводились в разное время, есть и разница в их архитектурных стилях. Ротонда представляет собой прекраснейший и интереснейший образец того смешанного стиля церковной архитектуры, который называется полунорманским, а некоторыми авторами - промежуточным. В этом стиле циркульные арки и низкие массивные колонны начали соединяться с элементами ранней готики и постепенно уступали им место. Прямоугольная пристройка являет нам чистый и элегантный пример более позднего архитектурного стиля, с его стрельчатыми арками и светлыми тонкими колоннами. …Сравнение этих двух частей церкви Темпла представляет особый интерес для архитекторов и любителей древностей. Прямоугольная часть знаменитого сооружения дает нам, быть может, первый пример полной победы готического стиля над предшествовавшей ему массивной нормандской архитектурой, в то время как в архитектуре Ротонды ясно видны изменения, которые претерпел нормандский стиль прежде чем окончательно уступить место готике.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Восточная (прямоугольная) часть церкви, вид с юга

“Вход в церковь Темпла представляет собой красивый портал из полуциркульных арок, удивительный образец нормандского архитектурного стиля… Он достаточно глубок и обрамлен с каждой стороны колоннами с лиственными капителями, от которых расходятся резные арки, украшенные лепниной. Между этими колоннами располагаются остроугольные пилястры с изображениями ромбовидных фигур, роз и листьев и орнаментами из различных линий и форм.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


Фотография из интернета





В верхней части этих пилястров между капителями колонн сделаны выемки, в которых изображены человеческие фигуры в половину роста, представляющие короля и королеву, монахов и святых. Некоторые из этих фигур держат в руках свитки, остальные застыли в молитвенной позе. Выше них помещены четыре ряда богатого лиственного орнамента, исходящего из уст человеческих голов” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Аддисон описывает портал с западной стороны Ротонды. В обычные дни он заперт.



Портал примыкает к Inner Templ Lane – узкому проходу между зданиями, по которому можно пройти к церкви Темпла со стороны Флит-стрит.


Общий вид портала со стороны Inner Templ Lane


Слева видна часть белой стены колокольни.



Сделать обзорный снимок с западной стороны Ротонды крайне сложно – здание адвокатских контор с другой стороны Inner Templ Lane буквально в 3-4 метрах от ограды портала. В XIX веке Inner Templ Lane был перегорожен каменной стеной, которая примыкала к порталу ротонды. К церкви можно было пройти через дверь в стене. Еще ранее, в XVII веке под сводами портала располагалась торговая лавка.


Единственная точка, откуда можно сфотографировать Ротонду с западной стороны.

Наиболее древняя кладка стен Ротонды сохранилась с северной стороны церкви, где сейчас находится дворик, который на схемах и планах обозначается как Churchyard. Во дворике – каменные саркофаги. К какой эпохе относятся эти захоронения, и кто захоронен, определить не представляется возможным – каких-либо надписей или мемориальных табличек нет.


Саркофаги во дворике Churchyard.


Колокольня, часть белой стены которой видна справа, за деревом, располагается на стыке Ротонды и прямоугольной части церкви, северная сторона.

Южнее церкви располагается небольшая площадь Closter Court. Со стороны  этой площади, на месте часовни святой Анны, которая не сохранилась до наших дней, теперь расположена дверь (южная сторона), через которую посетители могут войти в церковь…


Вход в церковь на месте часовни святой Анны

На  Closter Court установлена счетверенная колонна, по образцу колонн внутри Ротонды. Колонну венчает скульптурное изображение двух рыцарей, сидящих на одном коне. На копье рыцаря - оборванный стяг. Рыцарей прикрывает один щит, на котором простой прямоугольный крест. Это трудно объяснить, но никаких мемориальных надписей, никаких упоминаний о тамплиерах. Человеку, далекому от истории, не понять кому и зачем поставлен этот памятник. И почему два рыцаря уселись на одну лошадь.


Площадь Closter Court и колонна с изображением двух рыцарей, сидящих на одном коне. Фотография из интернета.

Два рыцаря на одном коне - символ ордена.Существует множество толкований этой символики. Изначально считалось, что изображение символизирует бедность первых рыцарей Храма, из-за которой они имели лишь по одной лошади на каждых двух рыцарей. С другой стороны, известно, что устав ордена с самого начала не позволял рыцарям иметь более трёх лошадей, с одной стороны, а с другой — не разрешал использовать одну лошадь на двоих.


Изображение двух рыцарей на одном коне. Фотография из интернета.

Согласно легенде, основатели Ордена — Гуго де Пейн и Годфри де Сент-Омер — были настолько бедны, что у них была одна лошадь на двоих


Два рыцаря ордена Храма на одном коне (из "Chronica majora" Матвея Парижского)

https://www.flickriver.com/photos/themedievalworld/tags/crusades/
https://beliaeva-t.livejournal.com/33304.html
https://beliaeva-t.livejournal.com/33264.html
http://templiers.info/templiers/index.php?id=reports_of_the_traveller&reports_of_the_traveller=london_part-1_2006-04-000
http://templiers.info/3-kratkaya-istoriya-ordena-tamplierov-chumakov-av.html
https://kolllak.livejournal.com/117367.html
История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, эсквайром из Внутреннего Темпла
Tags: Англия, Мир глазами дочери, архитектура, города и веси, история, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments