vittasim (vittasim) wrote,
vittasim
vittasim

Categories:

“Боги. Люди. Герои". Часть III. Герои. Спорт. Театр.

Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
Большая часть обнаруженных скульптур датируется эпохой Августа, когда происходил тотальный пересмотр политики, отмеченный выдвижением в городской среде новых фигур. Некоторые помпеянцы, как, например, Голконий Руф (Holconius Rufus), могли позволить себе установить собственную статую на Форуме, наглядно закрепляя достигнутое высокое положение - он занимал важные государственные должности в Помпеях, служа верховным жрецом Цезаря Августа. Статую Голкония Руфа можно видеть рядом с конструкцией, имитирующей триумфальную арку. Традиция обращения к образам героев в настенной живописи, заложенная в эпоху императора Августа, получила свое продолжение в I в. н.э.




Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э.

Яркий пример – представленная на выставке «Боги, Люди, Герои» статуя Марка Голкония Руфа, найденная на пересечении двух главных улиц Помпей, куда, после землетрясения 62 года, статуя могла быть перенесена с форума – места, наиболее подходящего по значимости для человека, который занимал важные государственные посты в Помпеях, служа верховным жрецом Цезаря Августа. По многочисленным надписям, посвященным ему, можно восстановить последовательность военных и политических должностей, через которые проходила карьера древнеримского политика: Марк Голконий Руф был военным трибуном, пять раз дуумвиром с судебными полномочиями, дважды дуумвиром и, наконец, покровителем колонии – высшей муниципальной военной должности.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э.

Марк Голконий изображен с копьем в поднятой правой руке; на нем доспехи (лорика) со стрелами молнии на наплечниках, с головой Горгоны и двумя грифонами. Голова, выполненная отдельно на высоком художественном уровне, как и остальная часть скульптуры, сохраняет многочисленные следы оригинальной полихромии.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.

В театре у Марка Голкония Руфа имелось почетное место, на котором бронзовыми буквами были перечислены все его титулы. Его брат, Голконий Целер, был дуумвиром и квинквенналом в начале царствования Тиберия. На собственные средства братья построили в Помпеях большой театр. В 23 г. н. э. дуумвиром был Голконий Гелий. Когда помпейцы выбрали в 40—41 гг. Калигулу почетным дуумвиром, то последний назначил своим заместителем, т. е. фактическим дуумвиром, бывшего квинквеннала Голкония Марка. Голконии не сходят с муниципальной арены вплоть до самой гибели Помпей.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


"Нарцисс". Фреска. Помпеи. Дом Моряка. 62-79 гг. н. э.

Нарцисс - герой древнегреческой мифологии, отвергший любовь нимфы Эхо (3-я книга «Метаморфоз») и наказанный за это Немезидой. Во время очередной охоты Нарцисс увидел в реке своё отражение и влюбился в самого себя, причем так сильно, что не мог больше расстаться со своим отражением и умер от голода и страдания. Уже в античности имя Нарцисса стало нарицательным и стало  имволизировать гордость и самовлюблённость.




"Беллерофонт, Пегас и Афина". Фреска III стиля. Помпеи. Каупона-жильё Луция Ветуция Плацида. 1-я пол. I в.

Фреска, отделенная от стены в целях безопасности, представляет собой центральное изображение средней части западной стены триклиния дома Луция Ветуция Плацида, переоборудованного в трактир (cauponae) в последние годы существования Помпей. На картине изображен герой Беллерофонт, обнаженный, с красным плащом, застегнутым на шее, в момент укрощения крылатого коня Пегаса благодаря волшебной золотой уздечке, подаренной Минервой. На голове богини, появляющейся справа в длинном бело-голубом одеянии, — золотой шлем с длинным гребнем; в руке она держит большой щит с головой Горгоны и копье. На заднем плане — скалы, которые символизируют источник, где Беллерофонт встретил бессмертного крылатого коня, ставшего его спутником в приключениях.


"Ипполит". Фреска. Стабии. Вилла Ариадны. Iв.н.э.

Фреска, составленная из фрагментов, изображает Ипполита, персонажа греческой трагедии; драма о нем «Ипполит венценосец» была переделана в римскую эпоху. Порочной страсти Федры молодой человек противостоит с гордостью и презрением, что ведет к трагическому эпилогу - смерти главных героев.


"Ипполит". Фреска. Стабии. Вилла Ариадны. Iв.н.э. Деталь


"Рельеф с танцующим сатиром". Мрамор. Помпеи. Дом Золотых амуров. I в. до н. э.

На мраморной плите изображен танцующий сатир, держащий тирс в левой руке. Фрагмент был вмонтирован вместе с другими мраморными вставками в одну из стен перистиля дома Золотых амуров.


Трагическая маска. Гипс. Помпеи. Геркуланские ворота.


Маска из Ателлана.


Маска из Ателлана.

Ателла́на — короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла (совр. Аверса) в Кампанье, где они зародились.Придуманные во II веке до н. э., ателланы представляют стереотипных и гротескных персонажей. Ателланы отличались большой грубостью и часто скабрёзностью содержания; писались они нелитературным латинским языком.


Маска буккона. Гипс. Помпеи. Геркуланские ворота.

Буккон, Букко-хвастун — толстощёкий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун - персонаж из ателлана.


Маска буккона. Гипс. Помпеи. Геркуланские ворота.


Трагическая маска осциллум. Мрамор. Помпеи.I век н. э.

Характеристики этой маски не соответствуют в точности ни одному из театральных типов, закрепленных литературными источниками. Корона плюща со щитками и повязка, украшающие онкос (удлиняющийся кверху начес надо лбом), позволяют предположить, что это молодой Дионис, главный герой трагедии «Вакханки» Еврипида, или менада из его свиты, или же какая-то трагическая героиня, в то время как другие исследователи считают, что маску можно отнести к комедийным типам.


«Актер с маской». Фреска. Помпеи. I в. н. э.

28 апреля 1763 года в Помпеях был обнаружен фрагмент картины с изображением актера (или поэта) в тунике и тоге, сосредоточенно созерцающего трагическую маску, которую держит слуга. Сцена происходит в закрытом помещении, среди колонн, напоминающих о царском дворце, в обычной обстановке драматических представлений. На это намекает и маска с очень высоким онкосом (удлиняющимся кверху начесом надо лбом) и чрезмерно длинными волосами, соответствующая типу высокомерного и жестокого юнца по классификации Юлия Поллукса.


«Актер с маской». Фреска. Помпеи. I в. н. э. Деталь

“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги.https://vittasim.livejournal.com/288318.html
“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои. https://vittasim.livejournal.com/288561.html

https://www.kommersant.ru/doc/3930799

http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm

http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml

https://ulli-u.livejournal.com/298092.html

https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/  

https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read

Эрмитаж. Виртуальный визит.

Tags: Италия, Помпеи, выставки, история, скульптура, фрески
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments