vittasim (vittasim) wrote,
vittasim
vittasim

Category:

Водовозный переулок в Коломне

Водово́зный переулок — переулок в районе Старая Коломна города Коломны. Спускается от улицы Пушкина к берегу Москвы-реки, пересекает Москворецкую улицу. Протяженность переулка около 300 метров. Предположительно переулок появился в городе на рубеже XVIII—XIX веков. Изначально переулок использовался для доставки воды из Москва-реки на торг на Житной площади. Отсюда и произошло название переулка. После постройки в 1902 году городского водопровода утратил свое транспортное значение.


Водовозный переулок - единственный, который остался в Коломне от времени дорегулярной застройки. Когда-то здесь находилась Гончарная слобода.


Переулок обладает неповторимым архитектурным обликом, застроен частными каменными домами и малоэтажными городскими усадьбами XVII и XIX веков. Некоторые дома находятся в ветхом, а точнее – в катастрофическом, состоянии и нуждаются в срочном ремонте.


Предлагаю провести неторопливую прогулку по переулку и осенью и зимой.
Дом №1 до сих пор празднует Рождество




Дом №3




Напротив дома №1 - под номером 4 находится дом, который является характерным представителем ранней городской застройки по регулярному плану. Архитектура этого дома, построенного в конце XVIII века, проста, но очень типична для коломенского строительства своего времени. Дом выстроен в формах раннего классицизма, плоскость над более высокими окнами второго этажа украшена филенками, этажи разделены карнизом. Когда-то в доме №4 находилась типография Кулагина и редакция городской газеты.


В Коломне так много сохранившихся старых ворот с классическими формами, что город можно смело назвать „городом ворот“. Вот и дом № 4 украшают ворота со сдвоенными пилястрами.


Этот дом – один из 5 домов, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Коломны. А так он выглядел на фотографии Уильяма Брумфилда 20 августа 2003 года.


Дом №5 тоже входит в списки объектов культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Коломны


Жилой дом середины XVIII века с позднейшими перестройками, точнее – то, что от него осталось.


Из окон второго этажа вырываются на улицу мощные ветви высокого дерева.




Дом №6 (XIX век) также входит в списки объектов культурного наследия регионального значения, расположенного на территории Коломны, и также, как и дом № 5 - сильно разрушен.




Стоящий рядом дом №6а за несколько месяцев поменял свой окрас.




Дальше – между этим домом и следующим – коттеджем, который я не стала фотографировать – виден Покровский храм на Посаде. http://vittasim.livejournal.com/68351.html


За коттеджем, который я не стала фотографировать, вытянулся старинный купеческий лабаз для хранения различных товаров, поступающих в Коломну по реке ( здесь, совсем рядом со стародавних времен находилась и находится пристань, но о ней – чуть позже).




Напротив старинного лабаза, на углу Водовозного переулка и Москворецкой улицы можно увидеть интересный образец посадского зодчества: дом № 7 (по Водовозному переулку)






Пересекаем Москворецкую улицу.


Еще один угловой дом, имеющий №8 по Водовозному переулку и № 10 по ул. Москворецкой. интересен элементами деревянной архитектуры.




Благодаря фотографиям Уильяма Брумфилда мы знаем, как этот дом выглядел 20 декабря 2003 года


и 12 октября 1992 года.


Напротив – совсем незатейливый домик – и там, вдали видна Москва-река.


За домом №8 стоит хозяйственная постройка.


Напротив – за высоким забором – дом №9


Угловой, выходящий на набережную, дом.




По адресу Водовозный переулок, дом № 10 находится акционерное общество открытого типа (АООТ) «Порт Коломна».


Издавна здесь была пристань, потом стоял двухэтажный дебаркадер, пришедший со временем в негодность. 17 мая 1858 г. пароход "Москва" совершил первый рейс от Москвы до Коломны - начало истории пристани "Коломна", как и Московского речного пароходства. Первые суда, ходившие по Москве-реке ("Москва" мощностью 30 лошадиных сил и "Николай" мощностью 45 лошадиных сил) были построены в Петербурге. Они были буксирно-пассажирские, однотрубные, с металлическим корпусом. Вниз по реке развивали скорость до 150 верст в сутки, а вверх - до 100 верст. Их осадка была очень небольшой - 9 вершков, то есть 40 сантиметров.

Вид на Пристань на Москва-реке в районе современного Водовозного переулка. Снимок начала XX века. Издательство Суворина


В настоящее время здесь четырёхэтажная плавучая гостиница с рестораном «40-й меридиан Арбат».





http://kolomna.giddom.com/opisanie/ulica_23.html
http://nasha-kolomna.ru/index.php/component/k2/itemlist/category/111-
http://fotki.yandex.ru/users/timlove23/view/519734/?page=0
http://www.vidania.ru/literatura/kolomenskii_posad_kupecheskaya_sloboda.html
Tags: Коломна, Подмосковье, архитектура, улица Коломны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments